Мы сами породили «монстра» - казахстанские эксперты о дроблении бизнеса

Мажилис принял в первом чтении проект Налогового кодекса РК, однако дискуссии на эту тему продолжаются. Аналитики в области экономики и финансов представили корреспонденту агентства Kazinform свое видение налоговой реформы и перспектив ее реализации.

дробление бизнеса
Фото: Freepik

Дефицит госбюджета и неравенство доходов

Старший аналитик департамента Центра исследований прикладной экономики AERC Асхат Мухтарулы выделяет две основные цели поправок в Налоговый кодекс — снижение дефицита госбюджета и неравенства доходов. Так как для снижения дефицита сейчас идет поиск дополнительного источника доходов, НДС выступает в качестве основного претендента на эту роль.

— По расчетам Министерства нацэкономики, все эти меры по повышению ставки НДС и снижению порога регистрации до 40 млн тенге должны привести к росту доходов госбюджета на 5 трлн тенге. Это уже хорошая значительная сумма на фоне показателей исполнения бюджета за прошлый год, когда дефицит составил 3,5 трлн тенге и в качестве трансфертов из Нацфонда было изъято 5,5 трлн тенге, — объяснил Асхат Мухтарулы.

 Асхат Мухтарулы
Фото: Kazinform

Как это отразится на обычных гражданах? Разумеется, в первую очередь казахстанцы ощутят рост цен.

— Все эти меры приведут к росту инфляции на 3 процентных пункта, а сегодня инфляция у нас составляет 10%. В особенности это ложится бременем на тех граждан, кто зарабатывает меньше, потому что в принципе НДС составляет большую долю их доходов, — отмечает эксперт. — С другой стороны, снижая дефицит и, соответственно, долг госбюджета, мы облегчаем жизнь для будущих поколений. Потому что им в таком случае придется меньше расплачиваться за наши долги.

Кроме того, по мнению аналитика, поправки могут привести к тому, что у населения возрастет интерес к тому, как чиновники тратят наши бюджетные средства, насколько они эффективны. Это хорошее влияние в плане администрации бюджета.

— Что касается второй цели — неравенства доходов: текущие поправки предполагают увеличение ставки по ИПН до 15% для тех, у кого годовой доход будет превышать 8,5 тыс. МРП, акцизов на товары роскоши, введение налогообложения доходов с дивидендов. В перспективе эти поправки действительно могут привести к более прогрессивному налогообложению доходов, когда богатые будут платить больше, чем бедные. Но это с учетом того, что не будет никаких мер по уклонению от налогообложения, — отметил Асхат Мухтарулы.

Однако конечное влияние этих поправок на неравенство доходов, по мнению эксперта, требует дополнительных расчетов. Он поясняет: даже если прогрессивный ИПН будет введен, общий итог получается неоднозначный, так как НДС большим бременем ложится на граждан с более низкими доходами, даже учитывая льготные ставки по НДС для социально значимых товаров.

В рамках поправок также планируется объединить два специальных налоговых режима: СНР розничного налога и СНР на основе упрощенной декларации.

— Это выглядит как уменьшение преференций, льгот для малого бизнеса, но на самом деле есть и другие специальные налоговые режимы: для малого бизнеса у нас есть специальный режим на основе патента, есть режимы с использованием специального мобильного приложения и с использованием фиксированного вычета. Кроме этого, у нас есть еще СНР для производителей сельхозпродукции, поэтому в этом плане я не вижу особых изменений — количество льгот все равно немаленькое, — резюмирует эксперт.

Налоговый кодекс в любом случае потребует доработки

Депутат Ермурат Бапи на заседании Мажилиса предложил ввести налог в размере 10% для акционеров банков, получающих дивиденды до 100 млн тенге, и 15% — для тех, чья прибыль достигает 1 млрд тенге. Финансовый аналитик Расул Рысмамбетов отмечает, что это и есть та самая социальная справедливость.

— Это говорит о том, что надо все-таки «достать» тех богатых, которые не попали под программу возврата активов. Но здесь важно понять, о каких конкретно дивидендах будет идти речь: чисто по акциям или, может быть, депозитные тоже. Прослеживается подход «богатый однозначно не прав», хотя и я, и депутаты знаем много богатых людей, которые заработали свое состояние вполне законно. Главное — не провалиться в пучину «охоты на богатых», — подчеркивает эксперт.

Расул Рысмамбетов
Фото: Kazinform

Он также отмечает, что в этом случае велика вероятность того, что люди просто начнут покупать меньше и, как вариант, снижать свою долю в банках. Между тем, в других странах тоже есть похожие налоги на дивиденды.

— Мы в свое время отказались от налогов на депозиты и дивиденды, потому что хотели развивать рынок ценных бумаг. Он еще у нас не развит, поэтому встает вопрос, конечно, о том, не ударит ли это по рынку, — рассуждает Расул Рысмамбетов.

В Налоговом кодексе также была затронута тема дифференцированных налоговых ставок по кредитам. Они, по мнению эксперта, призваны мотивировать банки больше кредитовать реальный бизнес, а не выдавать потребительские займы. Поднят вопрос и ужесточения процесса регистрации ИП.

— У нас одна из самых простых регистраций ИП в мире — за минуту. Есть нюанс, что ряд ИП используется для дробления, оптимизации и уклонения от налогов. Однако важно разграничить, что регистрация ИП не означает тут же уклонение от налогов. Здесь имеет смысл подумать насчет мер по контролю. Ну, и ужесточение может быть реальным барьером для тех, кто просто открыл и закрыл ИП для одноразовых операций. Хорошая была мера по облегчению ликвидации бездействующих ИП, а вот в ужесточении регистрации есть много как плюсов, так и минусов, — отмечает аналитик.

Рано или поздно, считает эксперт, мы придем к тотальному цифровому мониторингу, когда государство будет видеть любой перевод, платеж, каждый раз, когда деньги будут «менять руки», и по итогам каждого квартала облагать компании и людей налогами.

— Мы сами допустили дробление бизнеса, сами этого «монстра» породили. Нужно понять, что не может компания с оборотом в 10 млрд тенге платить такие же налоги, как магазин у дома. А они умудряются, и платят прямо по «смешным» ставкам. Поэтому нужно эту лавочку прикрывать. В этом году, конечно, не получится, но со следующего — вполне, — считает Расул Рысмамбетов. — Полный цикл принятия Налогового кодекса в моих глазах выглядит так: приняли Налоговый кодекс, в следующем году он поработал немного, мы посмотрели и еще раз внесли какие-то изменения. Таким образом с 2027 года будет у нас будет Налоговый кодекс получше.

Напомним, ранее заместитель Премьер-министра — министр национальной экономики Серик Жумангарин на заседании Мажилиса сообщил о предложениях по изменению ставки НДС.

Сейчас читают