Судоходство на Иртыше: когда стартует навигация

На учете в инспекции транспортного контроля по Павлодарской области зарегистрировано 102 судна, передает корреспондент агентства Kazinform.

о
Фото: Амир Ахмедзянов

На Иртыше с 24 апреля открывается навигационный период. Это означает, что грузовому и пассажирскому водному транспорту будет официально разрешено передвигаться по самой длинной водной артерии страны. Навигационный период работает в направлении верхней части реки — Майтубек — город Павлодар и нижней части — Павлодар — перекат Нижний Алексеевский (граница РФ). 

— Суда, которые организуют грузовые и пассажирские перевозки над рекой, должны быть официально зарегистрированы в нашей инспекции. Сейчас на учете нашей организации зарегистрировано 102 водных транспорта. Из них 49 самоходные, другие несамоходные, то есть баржи. Из них только 2 теплохода оборудованы для пассажиров, в частности, для прогулок по реке. Прочие используются в грузоперевозках. Баржи, вместимостью 1000 тонн, выезжают из порта Павлодара и доставляют грузы в Омск. Основные товары — речной песок и гравий. А обратно поставляют пиломатериалы. Баржи проводят около 5 суток, плывя по течению, направляясь в Омск, — пояснил главный специалист инспекции транспортного контроля по Павлодарской области Ернур Еслау. 

При весе судна более 200 килограммов и объеме двигателя более 10 лошадиных сил владелец обязан поставить его на регистрацию. Помимо больших плавсредств, на учете состоит 1540 маломерных судов. Персонал речного транспорта, занимающегося грузовыми и пассажирскими перевозками по внутренним водным путям, должен периодически повышать квалификацию и свой уровень. Например, капитан судна проходит аттестацию один раз в 5 лет, а для его помощников, механиков предусмотрена система дипломирования. 

Тем временем, в Павлодарской области наблюдается нехватка капитанов судов. Обучение проводят в Семее, но образование считается средне-специальным. Поэтому приходится получать образование в России, чтобы стать полноценными капитанами. Инспекторы в настоящее время проверяют соответствующие документы водного транспорта, дипломы-сертификаты о квалификации капитанов, помощников и механиков.

— Состояние водных путей в регионе проверяют специалистами филиала «Қазақстан су жолдары». Указанная организация выдает судам карты со специальными водными путями. Во время перевозки груза или пассажиров любое судно должно следовать одному и тому же маршруту и подчиняться всем указателям. Например, в окрестностях города Павлодара есть места, где нельзя бросать якорь. Ширина водных путей местами сужается, — добавил представитель инспекции. 

Чтобы суда не застряли, за основу берется карта водных путей с учетом утвержденных правил. А «Қазақстан су жолдары» отвечают за соответствие знаков требованиям. Со своей стороны, инспекция проверяет состояние и правильное расположение знаков. Также часто осматривают корабли. В летний период сотрудники правоохранительных органов организуют рейды.

— Люди в малогабаритных суднах часто не носят спасательные жилеты. На больших судах и баржах встречаются системные недостатки, такие как незаполнение специальных журналов, несвоевременное прохождение аттестации. Лица, допустившие нарушения, будут оштрафованы. Иногда российские корабли и баржи прибывают в порт в Павлодаре и выгружают грузы. Они проходят проверку на пограничном посту и в порту. Кроме того, в последние годы из Семея приезжает одна баржа, — говорит Ернур Еслау. 

Отметим, что единственный судоремонтный завод в Павлодаре приобрел предприниматель и планирует расширить предприятие.

Напомним, ранее мы рассказали по ситуации со сбросом с водохранилищ в Иртыш. В 2025 году намерены направить порядка 7 миллиардов кубометров воды. 

Сейчас читают