Шымкентский за рулем: улучшилась ли скандально известная культура вождения
Многие казахстанцы характеризуют стиль езды шымкентских водителей как агрессивный и непредсказуемый, передает корреспондент агентства Kazinform.

Подобный стереотип имеет свои причины: сигналить здесь начинают еще до того, как загорится зеленый свет. Поворотники — непостоянный гость на городских дорогах. Парковка — отдельная история. Скорость движения тоже удивляет своей непредсказуемостью.
Так или иначе, статистика ДТП в городе печальная: с момента присвоения Шымкенту статуса мегаполиса дорожно-транспортных происшествий стало больше.
Так, в 2018 году было зарегистрировано 369 ДТП, в которых погибли 78 человек, пострадали 436.
В 2019 году — 324 ДТП, 77 погибших, 409 пострадавших.
В 2020 году — 322 ДТП, 76 погибших, 406 пострадавших.
В 2021 году — 435 ДТП, 76 погибших, 408 пострадавших.
В 2022 году — 398 ДТП, 57 погибших, 530 пострадавших.
В 2023 году — 650 ДТП, 72 погибших, 761 пострадавший.
И в 2024 году — уже 1 740 ДТП, 89 погибших, 2 034 пострадавших.
В то же время, по итогам этого года, мы отмечаем положительную динамику: количество ДТП снизилось на 30,3% (на 145 случаев), число погибших уменьшилось на 13,3% (на 2 человека), количество пострадавших сократилось на 33,8% (на 203 человека).

Одной из причин роста ДТП в предыдущие годы стало изменение порядка ведения статистики. В соответствии с изменениями к Приказу Генерального Прокурора Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года №131, в статданные теперь включаются все случаи обращения граждан в медицинские учреждения после ДТП. Ранее учитывались только те, у кого были официально зафиксированы телесные повреждения.⠀
Несмотря на это, культура вождения в Шымкенте постепенно меняется, уверяют сотрудники полиции. Водителей, которые понимают, что дорога — это общее пространство, где важно уважать друг друга, становится больше. Конечно, до идеала еще далеко. Что изменилось за последнее время, рассказал инспектор местной полицейской службы Фархад Минаваров.
⠀
— Как решается проблема пробок в Шымкенте, учитывая большое количество автомобилей на дорогах?
⠀
— По автодорогам города ежедневно проезжает более 650 тысяч автомобилей. Из них 476 462 автомобилей зарегистрированы на жителей Шымкента, свыше 120 тысяч зарегистрированы в других регионах, а количество автомобилей, въезжающих и выезжающих из Туркестанской области составляет около 70 тысяч.
В связи с этим, на улицах и перекрестках города в утренние и вечерние промежутки времени возникают дорожные пробки. В целях обеспечения дорожной безопасности, предотвращения ДТП, а также обеспечения пропускной способности в часы пик на магистральных перекрестках выставляются сотрудники полка патрульной полиции для ручного регулирования.
⠀
— Сколько ДТП произошло с начала года, и какие меры предпринимаются для снижения их количества?
⠀
— На автодорогах Шымкента зарегистрировано 191 дорожно-транспортное происшествие, в которых погибли 6 человек, а 221 человек получили ранения различной степени тяжести. В сравнении с аналогичным периодом 2024 года наблюдается рост числа ДТП на 46,9% (61 случай) и увеличение числа пострадавших на 49,3% (73 человека). При этом количество погибших снизилось на 14,2% (1 человек).
⠀
В целях повышения транспортной дисциплины и предотвращения дорожно-транспортных происшествий на постоянной основе проводятся оперативно-профилактические мероприятия: «Безопасная дорога», «Автобус», «Перевозчик», «Пешеход», «Осторожно, дети», «Большегруз», «Мотоцикл», а также различные акции. Вместе с тем, для обеспечения безопасного прохода детей и разъяснения им правил дорожного движения в городе ежедневно выставляются сотрудники ювенальной полиции возле школьных и образовательных учреждений. Они несут службу в следующие часы: с 07:30 до 08:30, с 12:30 до 14:30 и с 17:30 до 19:30. В ходе таких мероприятий ставится конкретная цель — не только снизить количество правонарушений, но и повысить культуру вождения, а также укрепить уважение к другим участникам дорожного движения.

— Какая ответственность предусмотрена для виновников ДТП?
⠀
— По линии дорожной безопасности с начала года выявлено 64 870 административных правонарушений, из них 16 922 правонарушения, влияющих на ДТП. Если в результате невыполнения требований правил дорожного движения совершено административное правонарушение, повлекшее за собой ДТП без пострадавших, то на виновное лицо налагается административное взыскание в соответствии с соответствующими статьями КоАП РК. В случае, если в результате аварии нанесён тяжкий вред здоровью или имеются погибшие, лицо, по вине которого произошло ДТП, привлекается к уголовной ответственности в соответствии со статьями Уголовного кодекса РК.
⠀
— Какие меры технического контроля внедряются в Шымкенте для снижения числа нарушений ПДД?
— Основными причинами ДТП являются несоблюдение участниками дорожного движения требований ПДД, а также низкий уровень дисциплины водителей. В частности, это проявляется в создании аварийных ситуаций, непредоставлении преимущества пешеходам и нарушении правил со стороны пешеходов. В соответствии с Дорожной картой и при поддержке акимата, ежегодно на улицах города устанавливаются камеры видеонаблюдения, что уже дает положительные результаты. На данный момент в городе функционируют 877 систем видеонаблюдения для автоматической регистрации нарушений ПДД транспортными средствами. Также установлено 800 систем видеонаблюдения, охватывающих 100 перекрестков и 200 участков улично-дорожной сети. Таким образом, всего в городе работает 1677 систем видеонаблюдения. По разработанному приложению «Қорғау-Қауіпті жүргізуші» функционал видеокамер «Sergek», Центра оперативного управления и мобильных приложений интегрирован в планшеты сотрудников полка патрульной полиции.

Это позволяет получать информацию о:
• текущем местоположении водителя;
• управлении автомобилем с поддельными номерами;
• прохождении технического осмотра;
• наличии страхового полиса;
• необходимости задержания транспортного средства;
• совершении двух и более нарушений ПДД в течение 10 минут.
⠀
— Сколько водителей было задержано за различные нарушения?
⠀
— С момента запуска проекта 19 апреля 2022 года в систему внесено данные о 50 028 автомобилях:
•лишенных водительских прав — 1399;
•с поддельными номерами — 1257;
•находящихся в розыске (ориентировки) — 14 587;
•должников — 32 785.
⠀
Из них задержано 31 251 автомобиль:
•лишенных водительских прав — 990;
•с поддельными номерами — 879;
•находящихся в розыске (ориентировки) — 9960;
•должников — 19 422.
⠀
— Какие меры ответственности возложены на руководителей районных управлений полиции?
⠀
— Для повышения безопасности дорожного движения в городе при поддержке МВД Республики Казахстан внедрены новые изменения. В частности, для обеспечения общественной и дорожной безопасности каждому районному управлению полиции закреплены роты личного состава Полка патрульной полиции с возложением ответственности за их деятельность на начальников районных управлений полиции.
⠀
Морально-психологический климат на дороге, а также внешние факторы — от качества дорожного покрытия до климатических условий — оказывают влияние на ситуацию и могут спровоцировать определённое поведение водителя, включая конфликтные или аварийные ситуации. В основе всех инцидентов на дороге лежит культура участников дорожного движения. В связи с этим участникам дорожного движения необходимо сдерживать негативные эмоции, сохранять спокойствие и быть максимально внимательными на дороге.
⠀
Напомним, Глава государства подверг критике культуру вождения в Казахстане. Он подчеркнул: из-за массовых нарушений правил дорожного движения и хамства на дорогах мы ежегодно платим слишком высокую цену — гибелью и травмами тысяч людей, включая детей. Это трагедия не только для отдельных семей, но и для всей страны.