Председательство Казахстана в ОБСЕ: шанс для мировой демократии - Юрий Солозобов, политолог, директор международных программ Института национальной стратегии (РФ)

проблемам, которые обозначил и проанализировал лидер Казахстана. Казинформ предлагает вниманию читателей статью Юрия Солозобова - политолога, директора международных программ Института национальной стратегии (РФ).
- В наступившем году Республика Казахстан приняла на себя сложную и ответственную задачу - председательство в ОБСЕ. Накануне активной фазы председательства Нурсултан Назарбаев на страницах ведущих российских СМИ опубликовал концептуальную статью «Судьба и перспективы ОБСЕ». В статье казахстанский президент не только показал свое видение места и роли этой Организации, но и выдвинул целый спектр прорывных внешнеполитических идей. На мой взгляд, эти предложения могут оказать долгосрочное воздействие на формирование посткризисного миропорядка нового века.
ОБСЕ: как выйти из тупика
Не секрет, что ОБСЕ сегодня переживает системный кризис - постепенно теряет былую роль и авторитет. И председательство Казахстана дает этой почтенной Организации небывалый шанс - приобрести свежий взгляд на старые проблемы и новое «евразийское измерение».
«Сегодня было бы более корректно говорить не только о европейской, но и о евразийской безопасности», - считает Назарбаев. Он справедливо назвал "ахиллесовой пятой" ОБСЕ недостаточную встроенность Организации в евразийское пространство. Получается, что Казахстан нужен ОБСЕ даже больше, чем наоборот. В нашем бурном мире Астана стала настоящим стыковочным узлом между разными цивилизациями.
Нурсултан Назарбаев недаром затронул в своей статье вопрос гармоничного синтеза достижений Запада и Востока. По его словам, «одномерный мир» и «универсальная цивилизация» - это уже архаические утопии. «Нельзя игнорировать образ жизни, традиции, культуру, этническую историю разных регионов мира. В противном случае это может привести к фундаментальному кризису, в основе которого будет социальное, культурное, религиозное неприятие западной модели развития», - так заявил глава казахстанского государства. И с этом тезисом трудно не согласиться.
И, как всегда, слова Назарбаева не расходятся с делами. Сегодня РК - признанный посредник между мусульманским и европейскимсообществами. Страна активно способствует разрешению многих затяжных конфликтов на нашем континенте - в частности, в Афганистане. «Казахстан, наладивший деловые и конструктивные отношения со всеми государствами, расположенными к востоку и западу от Вены, может стать не просто активным, но и эффективным медиатором между различными сторонами в конфликтных ситуациях», - утверждает Назарбаев.
Казахстан, расположенный в самом сердце Евразии, с момента своей независимости ясно осознал историческую миссию - «стать стабильным и безопасным мостом между странами Запада и Востока». Так говорит Назарбаев. Это фундаментальное понимание легло в основу особого «казахстанского пути» политического развития. Недаром успешный опыт Казахстана по налаживанию бесконфликтных межнациональных и межконфессиональных отношений признан эталоном во всем мире.
Для самой Организации с приходом Казахстана к ее штурвалу наступает некий «момент истины». Пришла пора сбалансировать содержание всех трех основных корзин, считает Нурсултан Назарбаев. Ныне мы видим явный перекос в деятельности ОБСЕ в пользу третьей - гуманитарной корзины и сомнительных надзорных функций. При этом оказались заброшены две главные темы - военно-политическое и экономическое направления. Собственно говоря, ради решения проблем безопасности Организация и создавалась государствами-участниками. Получается, что ОБСЕ заблудилась в трех корзинах. В этом суть ее нынешнего кризиса.
Один веками проверенный рецепт известен каждому жителю Степи. Когда заблудился, надежнее всего вернуться по своим следам к точке начала движения и там ориентироваться снова. И Нурсултан Назарбаев, с природной сметкой казаха, предлагает сделать именно это - провести в 2010 году долгожданный Cаммит глав государств ОБСЕ в Астане.
Президент РК напоминает, «что предыдущий, Стамбульский саммит ОБСЕ, состоялся десять лет назад, в 1999 году, хотя, по регламенту организации, саммит должен проводиться раз в два-три года». Эту здравую идею Назарбаева - вернуться к истокам демократии и «принципам Хельсинки» - активно поддержали многие государства - члены ОБСЕ, втом числе и Россия. Нет сомнения, что вскоре мы будем говорить о «духе Астаны» как о достойном преемнике «духа Хельсинки».
Средние страны - оплот современной демократии
Сама идея председательства Казахстана в ОБСЕ базируется на стратегически точной концепции Назарбаева - увеличения в глобальной геополитике роли "средних" государств. Именно эти страны составляют сегодня большинство в мире.
По моему мнению, средние государства служат основой стабильности современного мирового порядка. Образно говоря, их международное значение можно сравнить только с ключевой ролью среднего класса, который является основой демократии в национальных государствах. Средний класс является, по всеобщему признанию, социальной базой рыночной экономики и политической демократии. Когда представителей среднего класса большинство, у государства есть необходимые предпосылки для стабильного развития. В принципе, примерно так должно быть и в справедливой системе мировой демократии.
Однако после окончания холодной войны на международной арене вдруг стала складываться открыто недемократичная система. Проще говоря, некоторые страны стали «равны больше, чем другие». При этом всем малым и средним странам предлагался незавидный выбор - примкнуть к одному из немногих мировых центров силы и далее покорно следовать в русле их политики. «В современном мире вновь возникает ситуация неравенства государств в решении проблем, которые одинаково важны для всех», - констатирует Назарбаев.
В 90-х прошлого века казалось, что в мире побеждает давняя концепция Карла Хаусхофера, который презрительно считал средние страны «неспособными проводить самостоятельную внешнюю политику». И говорил, что они лишь «дестабилизируют» международные отношения. Поэтому немецкий геополитик предрекал якобы неизбежное поглощение небольших государств крупными мировыми державами. Однако сама жизнь вскоре опровергла эти мрачные прогнозы гуру Третьего рейха.
Оказалось, что в современном мире средние государства не только успешно выживают, но и эффективно развиваются. Более того, с каждым годом их роль на мировой арене становится все весомей. Нарастание планетарной взаимозависимости открыло перед малыми и средними государствами новые перспективы. Они стали быстро наращивать свое политическое влияние. И теперь не просто косметически «корректируют» решения ведущих стран, а оказывают существенное воздействия на ход мировой истории.
И Нурсултан Назарбаев, как политик мирового уровня, очень верно определил важнейший тренд 21 века. «Полагаю, что всем следует понять простую вещь: сама логика глобального развития требует усиления роли среднеразмерных государств, которые составляют большинство в современном мире. На мой взгляд, роль средних государств должна заключаться в том, чтобы добиваться принятия глобальных стратегических решений на консенсусной основе», - говорит Президент.
Бесспорно, среднеразмерным странам сегодня есть смысл объединиться. Хотя бы для того, чтобы их голос в мировой политике звучал слаженно и громко. Пока что подавляющая часть средних стран относится к той части мирового сообщества, которую принято называть "молчаливое большинство". Но подобное отношение к средним странам начинает быстро меняться.
В самом деле, какой «комиссар в кожанке» сегодня решает определить ту или иную страну в «крепкие середняки»? И где взять линейку для определение «срединности» государств? Какие объективные критерии для этого надо выбрать?
Иногда политологи говорят, что государства с населением менее 50-60 млн. человек просто не могут быть организаторами международной системы. Но, к примеру, в бедной Бангладеш проживает более 160 млн. человек, но можно ли отнести ее к влиятельным государствам? А у кого повернется язык назвать Сингапур или Израиль пешками на мировой шахматной доске. Уровень жизни? Известно, что небольшие страны - Люксембург, Катар, Бруней и Кувейт входят в пятерку стран с самым высоким ВВП на душу населения. Функциональная способность государства? По системе показателей управления Мирового банка, Сингапур и Бахрейн оставляют далеко позади многие страны БРИК - Бразилию, Россию и Китай.
Может быть все решают ресурсы? Не секрет, что тот же Катар баснословно богат газом. А в недрах Казахстана спрятана просто вся таблица Менделеева и даже немного больше. Кроме того, ресурсы могут «воссоздаваться» в результате целенаправленных усилий политической элиты (пример - новые технологические и инфраструктурные возможности Сингапура). Или быть преумножены при рачительном использовании удачного геополитического положения. Так, Казахстан активно строит транспортный коридор «Западный Китай - Западная Европа». И не случайно, что к числу приоритетов казахстанского председательства в ОБСЕ будут отнесены «вопросы развития транспортно-коммуникационного потенциала организации».
Выходит, что одномерные подходы сегодня не работают. На мой взгляд, в современной мировой политике на первый план выступает интегральное качество государственного управления.
Прежде всего, речь идет о возможности политического класса концентрировать все потенциальные ресурсы и мобилизовывать энергетику масс для преумножения общественного блага. К ним относятся безопасность, законность, политическая свобода, возможности новой экономики, контроль над финансовыми накоплениями, постоянное укрепление образования, здравоохранения, инфраструктуры. Тут и способность власти удовлетворять ожидания общества, а также обеспечивать условия для активного участия граждан в усилении своей страны.
Нетрудно заметить, что все эти темы стали стержневыми в недавнем Послании Президента РК казахстанскому народу. Это значит, что Нурсултан Назарбаев хорошо видит и рачительно использует любые возможности для стратегического усиления своей страны. Уже сейчас по совокупности достижений госуправления Казахстан нельзя назвать обычным «середнячком». Потенциально Республика Казахстан - это очень сильная страна, которая под руководством Нурсултана Назарбаева может стать полноценным лидером в новом посткризисном мироустройстве.
Внешними условиями укрепления могущества Казахстана являются международная стабильность и более справедливое устройство мира. Это достижимо только при всемерном расширении мировой демократии (понимаемой как способ и средство, а не цель в себе), разумеется, с учетом национальных традиций той или иной страны. Иначе говоря, своими инициативами в год председательства ОБСЕ Нурсултан Назарбаев хочет дать мировой демократии новый шанс.
Национальный лидер Казахстана не только выступает за равенство голосов всех стран, но и реально многое делает для создания на мировой арене политического «среднего класса» из среднеразмерных стран. Уверен, что это будет самая надежная гарантия для стабильного развития мировой политической и экономической системы грядущего века. И председательство Казахстана в ОБСЕ - первый шаг к обозначенной долгосрочной цели. И этот самый трудный шаг уже сделан, причем в правильном направлении.