Почему Великобритании выгодно инвестировать в Средний коридор объяснил эксперт
Средний коридор становится важным элементом международной торговли, обеспечивая стабильность, экологичность и новые возможности для диверсификации поставок, в чем ключевую роль играет Казахстан как центральное звено этого маршрута, передает собственный корреспондент агентства Kazinform.

Вебинар «Средний коридор: стратегические торговые возможности Великобритании в Евразии» стал площадкой для обсуждения одноименного исследования, представленного директором по исследованиям и стратегии британского аналитического центра Форум по международным отношениям доктором Степаном Степаненко в пятницу. Участники рассмотрели преимущества Среднего коридора по сравнению с другими маршрутами и обсудили новые возможности, которые это направление открывает для Великобритании.
- Когда-то этот маршрут был в тени традиционных морских путей и широко обсуждаемого Северного коридора через Россию, но теперь оказался в центре внимания в результате геополитических сдвигов, сбоев в логистике и меняющегося видения Великобританией более глобальной и устойчивой торговой сети в эпоху после Брексита, - сказал автор исследования Степан Степаненко.
На протяжении десятилетий торговля между Китаем и Европой шла преимущественно морем через Суэцкий канал. Однако недавние геополитические изменения, кризисы и конфликты продемонстрировали уязвимость этого маршрута. В ответ страны и компании начали искать стабильные и нейтральные альтернативы, такие как Средний коридор.
- Центральное место в этом исследовании занимает признание того, что Средний коридор – это не односторонняя идея или второстепенная деталь в евразийской логистике. Скорее, он представляет собой критически важное звено, способное обрабатывать растущие объемы грузов по железной дороге, автомобильным и морским путям, тогда как Казахстан, расположенный в центре этого маршрута, играет особенно важную роль. Как страна, расположенная между Востоком и Западом, с богатыми природными ресурсами и перспективной программой развития, Казахстан инвестировал значительные средства в инфраструктуру - от сухого порта в Хоргосе на границе с Китаем до модернизации своих железнодорожных сетей и портовых сооружений вдоль побережья Каспия, - отметил спикер.
На его взгляд, инвестиции в Казахстан открывают британским компаниям доступ к перспективным отраслям – инжинирингу, технологиям и финансам. Реализуемые в стране широкомасштабные реформы и переход Международного финансового центра «Астана» на английское право создают привлекательные условия для иностранных капиталовложений, предоставляя стабильную и прозрачную правовую среду.
Степан Степаненко подчеркивает, что активное содействие Великобритании развитию Среднего коридора полностью соответствует стратегии «Глобальная Британия», ориентированной на укрепление торговых и инвестиционных связей за пределами Европы. Этот маршрут открывает перед британскими компаниями исключительные возможности для диверсификации цепочек поставок и снижения рисков, которые проявились на фоне пандемии и современных геополитических вызовов.
- Экологические соображения еще больше повышают привлекательность Среднего коридора. Железнодорожный транспорт может похвастаться меньшим углеродным следом по сравнению с морскими перевозками на большие расстояния, - говорит спикер.
Он подчеркнул, что это соответствует стремлению Казахстана и Великобритании к активным действиям в борьбе с изменением климата, интегрируя экологическую ответственность в основы современной международной торговли.
С точки зрения практики, исследование Форума по международным отношениям признает вызовы, которые Средний коридор должен преодолеть, чтобы раскрыть свой потенциал. К ним относятся: нехватка инфраструктуры, бюрократические препятствия на пограничных переходах и необходимость более оптимизированных таможенных процедур.
- Благодаря постоянному совершенствованию и поддержке Запада Средний коридор может стать более конкурентоспособным и привлекательным для мировых грузоотправителей, которые ценят скорость, безопасность и надежность, - уверен он.
Особую роль в этом процессе может сыграть Великобритания. Ее опыт в логистике, инфраструктурном планировании, финансовых услугах и экологичных технологиях способен ускорить развитие маршрута, повысить эффективность операций, сократить энергозатраты и обеспечить соответствие стандартам устойчивости и управления.
- Великобритания может предложить дипломатическую поддержку таким инициативам, как взаимное признание уполномоченных экономических операторов (УЭО) в странах коридора, что еще больше сократит объемы бумажной работы и задержки на границах. Внеся эти стратегические вклады, Великобритания не только будет способствовать увеличению объемов торговли, но и углубит свои связи и авторитет во всем регионе, - резюмировал автор исследования.
Ранее сообщалось, как могут измениться логистические коридоры перевозки нефти в мире.