О цифровой перезагрузке горно-металлургического комплекса рассказала Гульнара Бижанова

Спустя два года вопросы горно-металлургического комплекса вновь прозвучали в Послании Президента народу Казахстана. Обретет ли ГМК Казахстана новый импульс? На этот вопрос ответила заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен», руководитель проектного офиса по развитию ГМК и внутристрановой ценности Гульнара Бижанова, передает агентство Kazinform.

п
Фото: Атамекен

Вектор и воля

В Послании Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Казахстан в эпоху искусственного интеллекта: актуальные задачи и их решения через цифровую трансформацию» ГМК было уделено отдельное внимание.

— Надежной опорой индустриального каркаса Казахстана традиционно служит горно-металлургический комплекс, его доля в экономике страны составляет 8%, — отметил Президент.

Два года назад, также в Послании, о ГМК было сказано так: «Этот сектор выступает надежным источником роста национальной экономики. Так должно быть и впредь». Тогда же Глава государства назвал «новой нефтью» редкие и редкоземельные металлы, что отвечает глобальным мировым трендам и прогнозам.

8 сентября Президент вновь обозначил приоритетную задачу: «Учитывая глобальные тенденции, особую значимость приобретают редкоземельные металлы и другие критические материалы. В этой сфере Казахстан располагает всеми возможностями, чтобы прочно встроиться в мировые производственные и торговые цепочки».

Тренд действительно сохраняет свою актуальность. Так, если западные институты, учитывая фактор давления «зеленой» энергетической повестки на нефтегазовую отрасль, допускают серьезное снижение объемов добычи и цен к 2050 году, то для продукции ГМК прогнозируется спрос. В своем ежегодном докладе BDO в 2025 году отмечает, что горнодобывающая промышленность претерпевает значительные изменения в связи с энергетическим переходом, при этом всё больше внимания уделяется критически важным минералам, необходимым для технологий возобновляемой энергетики, чтобы удовлетворить глобальный спрос на возобновляемые технологии. Прогнозируется, что спрос на такие минералы, как медь, никель, редкоземельные элементы и литий, почти утроится к 2030 году и увеличится в четыре раза к 2040 году.

— К слову, о влиянии низкоуглеродной повестки, Президент четко обозначил: «С учетом огромных запасов качественного угля в Казахстане особое внимание следует уделить развитию угольной энергетики с применением передовой технологии, гарантирующей ее чистоту. Наши природные преимущества надо умело использовать на благо развития страны». Также с точки зрения чистой энергетики актуализируется значимость уранового сектора ГМК. «Нам следует уже сейчас приступить к планированию строительства второй и даже третьей АЭС», поставил задачу Президент, — говорит Гульнара Бижанова.

Приоритеты развития ГМК в прошлом году вошли в Национальный план развития, в котором первейший национальный индикатор — это рост ВВП страны до 450 млрд долларов к 2029 году. Учитывая, что по оценке ОЭСР, горнодобывающая отрасль Казахстана в целом обеспечивает более 25% ВВП страны, ГМК предстоит сыграть немалую роль в достижении поставленной амбициозной цели.

При этом она усложняется. Глава государства дал понять, что резервы роста для отрасли видит в выпуске продукции высоких переделов. Президент отметил, что в ближайшие три года необходимо запустить не менее трех предприятий по выпуску высокотехнологичной продукции указанного профиля.

Стратегическая отрасль без стратегии

Говоря о ГМК, Президент в Послании два года назад указал: «мы должны разработать комплексное видение развития отрасли». Возможно, если бы горно-металлургический комплекс тогда же получил Комплексный план или стратегию развития, возможно, часть задач на сегодня была бы снята.

По словам спикера, на прошедшем в конце августа Совете отечественных предпринимателей председатель президиума НПП РК «Атамекен» Раимбек Баталов акцентировал внимание на отсутствии такого документа. Баталов подчеркнул, что три смежные отрасли, напрямую влияющие на себестоимость и конкурентоспособность продукции ГМК, уже получили утвержденные программы развития. Это Концепция развития электроэнергетики РК на 2023–2029 годы; Комплексный план развития газовой отрасли РК на 2025–2029 годы и Концепция развития железнодорожного транспорта РК до 2029 года.

— Во всех этих документах заложены планы по росту тарифов на газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки и инфраструктурные услуги. Эти издержки неизбежно ложатся на плечи горнометаллургических предприятий. А у самого ГМК при этом нет собственной стратегии развития. Это означает, что предприятия фактически не могут планировать ни инвестиции, ни модернизацию, ни выполнение социальных обязательств. Отрасль остается зажатой со всех сторон, — отметил тогда Баталов.

В плену иллюзий

Широкая общественность, помня о громкой славе горно-металлургического комплекса в советском прошлом, едва ли осознает, что ГМК сегодня серьезно изменился — это совершенно другая отрасль. Наличие как стереотипов, так и объективных изменений подтверждается рядом исследований, инициированных в 2025 году Проектным офисом НПП РК «Атамекен» по развитию ГМК и внутристрановой ценности — социологического и политэкономического характера.

Социологическое исследование было проведено ОФ «ЦСПИ „Стратегия“, в рамках которого были опрошены как представители ГМК, так и внешние эксперты. Опрос выявил наличие ряда стереотипов и мифов об отрасли — ее сверхдоходности (в силу смешанного восприятия с нефтегазом), особом положении за счет особого отношения государства, недостаточных социальных отчислениях и незаинтересованности в инновационных экологических решениях.

Авторы исследования резюмировали, что такие суждения «составляют тот основной комплекс представлений, вокруг которого формируется негативное общественное мнение». А как на самом деле?

Сектор социального значения

Два года назад в числе поправок в Конституцию была внесена норма о том, что «земля и её недра принадлежат народу». Ее практическим воплощением был назван проект «Нацфонд — детям», но имплементация этой исторической новеллы видится гораздо более широкой.

Как социальное государство, Казахстан на социальную сферу направляет львиную долю бюджета (за последние пять лет — в коридоре 35-50%), существенную роль в формировании которого играет горно-металлургический комплекс.

Компании ГМК — одни из крупнейших налогоплательщиков Казахстана. В 2023 году 59 ведущих предприятий перечислили в бюджет 1,78 трлн тенге, а в 2024 году — 1,62 трлн тенге. Согласно политэкономическому исследованию «Горно-металлургический комплекс Казахстана: вклад в экономику и перспективы его устойчивого развития», которое в этом году по заказу Проектного офиса НПП РК «Атамекен» по развитию ГМК провел известный эксперт-аналитик Марат Шибутов, с учетом налогов подрядчиков и сопутствующих платежей, общий вклад отрасли оценивается в 2–3 трлн тенге, что составляет от 13% до 20% всех налоговых поступлений страны.

Таким образом, социальные расходы бюджета — во многом доходы ГМК, и это прямая практическая реализация конституционной нормы о принадлежности недр народу. Помимо этого, горно-металлургический комплекс оказывает и прямой социальный эффект в местах своего присутствия.

Часть социологического исследования ОФ «ЦСПИ „Стратегия“ охватывала опрос жителей пяти городов. Согласно его результатам, каждый четвертый респондент (23%) связывает с предприятиями ГМК улучшение жизни в городе в целом. Причем, в моногородах (Рудный, Хромтау, Темиртау) доля жителей, возлагающих на предприятия ГМК надежды на улучшение ситуации, возрастает до 32%. Устойчивое большинство участников опроса (69,1%) видят положительное влияние предприятий ГМК на качество жизни в городах.

Это существенная часть населения. Как показывает политэкономическое исследование, от деятельности предприятий ГМК зависит ряд областей страны, а также 16 моногородов, таких, как Жезказган, Риддер, Рудный, Балхаш, Темиртау, Шахтинск, Хромтау и другие. По данным статистики, население этих моногородов, составляет порядка одного миллиона человек — это численность граждан, на благополучие которых напрямую влияет положение дел в ГМК.

Результаты соцопроса вполне отражают реальность, поскольку ГМК реализуют свою социальную политику по ряду направлений. Помимо помощи персоналу, предприятия отрасли оказывают помощь при стихийных бедствиях (выделение денежных средств пострадавшим и на ликвидацию последствий), а также помощь местному сообществу (строительство школ, дорог, больниц, лечебных заведений, спортивных сооружений и т. д.).

Для иллюстрации — несколько примеров инвестиций предприятий ГМК в социальную политику. Компания «Казахмыс» в 2022–2024 годах вложила 40 млрд тенге в социальную поддержку области Улытау. В 2024 году группы компаний «Казахмыс» и «KAZ Minerals» суммарно направили на финансирование социальных проектов 86,4 млрд тенге. C 2001 по 2023 годы объем социальных инвестиций ERG в регионах присутствия составил почти 310 млрд тенге. Этот ряд можно продолжать долго.

Ощущения и настроения граждан подтверждаются также данными статистики.

ГМК Казахстана — один из крупнейших работодателей. По итогам первого полугодия 2025 года, в отрасли занято около 196 тысяч человек, из которых 42,5% работают в добыче металлических руд. В перерабатывающем секторе — 317 тысяч, включая 88 тысяч в металлургии. Таким образом, сотрудники ГМК составляют треть всех занятых в добывающих и перерабатывающих отраслях и 26,1% всего промышленного сектора.

По словам спикера, при этом нельзя забывать о косвенном влиянии сектора на занятость. Согласно исследованию KPMG о вкладе в экономику страны группы компаний «Казахмыс», одно рабочее место в ГМК приводит к созданию 3 рабочих мест в других отраслях, то есть 200 тысяч сотрудников ГМК дают порядка 600 тысяч человек, занятых в других отраслях.

— В политэкономическом исследовании отмечено: «Значительный положительный мультипликативный эффект создается компаниями горно-металлургического сектора в сфере трудовой занятости и шире — в обеспечении платежеспособным спросом местных региональных экономик. Учитывая, что показатели оплаты труда на предприятиях выше среднереспубликанских, каждое оплачиваемое рабочее место (или несколько) на предприятиях в одной семье рассматриваются как домохозяйство со стабильно поддерживаемым уровнем потребления. Что обеспечивает стабильный спрос на товары и услуги сектора малого и среднего бизнеса», — говорит она.

Таким образом, прямой вклад ГМК в виде рабочих мест на собственных предприятиях и налоговых отчислений — лишь верхушка айсберга, тогда как основная и при этом «подводная» невидимая часть — это огромное количество неучтенных взаимосвязей, пронизывающих всю экономику страны.

Проблемы прошлого, решения будущего

Политэкономическое исследование обобщило текущие вызовы для отрасли. Ответы на них прозвучали в сентябрьском Послании, в том числе в рамках объявленного курса на всемерную цифровую трансформацию.

Первое. Эффект низкой базы для отрасли давно в прошлом — все, что можно было добывать легко, быстро и дешево, уже добыто. Большинство известных месторождений — зрелые, где добыча требует совершенно других вложений. Актуален вопрос истощения разведанных запасов.

В Послании Глава государства вскрыл эту болевую точку ГМК: «Ключевой остается задача развития геологоразведки. Проведенные всеобъемлющие аэрогеофизические исследования в стране абсолютно устарели. Необходимо составить современные карты наших недр с использованием цифровых инструментов. Это позволит на качественно новом уровне оценить потенциал наших месторождений».

Гульнара Бижанова отметила, что также это позволит лучше видеть сектор и обеспечить баланс: запустить новые проекты развития и поддерживать работу зрелых месторождений, тем самым обеспечивая экономическую и социальную стабильность, влияние которой выходит далеко за пределы самой отрасли.

Второе — нехватка качественной оценки регуляторного воздействия. Тут можно отметить три момента.

1. Нестабильность правового, отраслевого и налогового регулирования делает отрасль очень уязвимой, поскольку здесь цикл планирования долгий — 10-15 лет от разведки до выхода на коммерческую добычу или продажу продукции. Соответственно, инвесторы выбирают предсказуемую среду для вложения капиталов.

Сигналом необходимости внести ясность и обеспечить стабильность служит падение инвестиционной привлекательности Казахстана в рейтинге канадского Института Фрейзера: с 21 места в 2017 году до 43-го в 2024 году (из 82 юрисдикций). А также сокращение в 2024 году притока прямых иностранных инвестиций в ГМК на 29% — с 5,38 млрд до 3,84 млрд долларов (в 2022 году поступило 6,4 млрд, в 2021-м — рекордные 7 млрд).

2. Экологическое регулирование. С 1 января 2025 года предприятия ТОП-50 обязаны получать комплексные экологические разрешения и внедрять наилучшие доступные технологии. Если переход на КЭР невозможен, ставки платы за эмиссию кратно увеличиваются. На практике это означает, например, что для «Казахмыса» целесообразнее закрыть два медеплавильных завода с низкой окупаемостью, чем потратить на их модернизацию 850 млрд тенге.

3. Централизация в бюджет 1% средств недропользователей на НИОКР. ГМК — это не только локомотив экономики, но это еще и школа технических кадров и совершенно отдельное отраслевое направление казахстанской науки. Сегодняшние тенденции как никогда актуализируют необходимость инноваций в ГМК, а централизация средств на НИОКР не гарантирует, что исследования будут иметь необходимый прикладной характер.

Однако Президент в Послании высказался о необходимости прочного научного фундамента для геологоразведки. Следом, надеемся, будут отмечены и другие направления.

По вопросам регуляторного воздействия, внушает надежду решение Президента на базе Агентства по стратегическому планированию и реформам (АСПИР) создать Центр регуляторного интеллекта, задачей которого станет наведение порядка в законодательстве, подготовка понятных и действенных решений.

В-третьих, и это, наверное, самое важное — нет целостного, холистического подхода к отрасли. Истощение месторождений, социальная нагрузка, закрытая геоинформация, недофинансирование геологоразведки, нехватка кадров, обязательства по внедрению наилучших доступных технологий и другие требования по экологии и масса других проблем отрасли — рассматриваются отдельно, тогда как это разные процессы одного организма. Которые взаимно друг на друга влияют и усиливают.

Не говоря о том, что нет целостного видения ГМК вкупе со смежными отраслями. Например, 67% электростанций страны работают на угле, добываемом горно-металлургическим комплексом, при этом ГМК сталкивается с рисками роста тарифов на электроэнергию. Нет ли тут взаимовыгодного решения — как и по многим другим вопросам?

Тут, возможно, нас выручат решения на базе ИИ, внедрением которого займется отдельное новое министерство. Поскольку ИИ признан как эффективный инструмент в части анализа больших данных и межсекторального кросс-анализа, вероятно, на стыке мы сможем получить качественно новые эффективные решения.

Задача со звездочкой

Перед ГМК сегодня открываются как перспективы, так и серьезные вызовы. С чего же подступиться, чтобы развивать сектор как новую точку роста экономики?

— Первым делом, видится, нужно переосмыслить отношение к отрасли и начать воспринимать ее не как вотчину олигархов, а как источник инвестиций в промышленное развитие страны — в новые переделы с выпуском продукции с высокой добавленной стоимостью и в социальную сферу, где ГМК выступает как реальная казна народа Казахстана. Далее — на основе данных, статистики, исследований необходимо разработать отраслевую Стратегию развития или Комплексный план, который будет содержать не только качественный анализ текущего состояния ГМК, но что гораздо важнее — обозначит правильные концептуальные подходы к развитию на долгую перспективу, — говорит Гульнара Бижанова.

Про ее словам, в рамках такой Стратегии или Плана нужно обеспечить сохранение отраслевой институциональной памяти — всего массива накопленного профессионального опыта и знаний, чтобы исключить повторение ошибок. Главное здесь — учет разницы между циклом запуска среднего месторождения от разведки до начала добычи (в среднем 15 лет) и электоральным циклом (порядка 5-7 лет), в котором принимаются политические решения. Отрасли нужна стабильность и предсказуемость, преемственность решений и их неизменность.

— Исключение микроменеджмента на уровне законодательных рамок позволит с одной стороны достичь стабильности законодательства, с другой — иметь либеральное правовое регулирование. Также нужно обеспечить гармонизацию всех НПА, чтобы правки в один Кодекс (о недрах) имели соответствующее отражение в других (Земельный, Водный, Экологический).

Целеполагание регулирования, в том числе налогового, состоит в стимулировании развития отрасли, соответственно, нужна поддержка предприятий и проектов, работающих как со зрелыми, так и новыми перспективными месторождениями. Также, говоря о налогах, видится, нужно четче обозначать социальную значимость отрасли, которая многими воспринимается как сугубая коммерческая сфера. Социально-экономические взаимосвязи между ГМК и социальной сферой, предприятиями и регионами можно усилить, в том числе, за счет изменения подходов к НДПИ и законодательного закрепления разделения НДПИ на два уровня — с выплатой в местный и республиканский бюджеты. Такое решение позволит также более полно реализовать конституционную норму о принадлежности недр народу Казахстана, — сказала Гульнара Бижанова.

Спикер считает, что нужно поддержать отраслевую прикладную науку. Цифровые решения, ИИ-решения должны быть «заточены» под ГМК, учитывать отраслевую специфику и без научной поддержки едва ли возможно обойтись.

— Это далеко не все вопросы ГМК, но одни из основных. Нужно отдать должное Правительству в его открытости и готовности к диалогу, что уже дает свои результаты. Вместе с тем, видение Главы государства по развитию горно-металлургического комплекса и его вклада в достижение национальных интересов на десятилетия вперед — гораздо более широкое.

Национальная палата предпринимателей «Атамекен», консолидирующая представителей предприятий ГМК, отраслевых союзов и ассоциаций, таких как Республиканская ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий, Республиканская Ассоциация производителей драгоценных металлов», Республиканская Ассоциация малого и среднего бизнеса в горно-металлургическом комплексе «Тау-Кен Казахстан» и др., приветствует и поддерживает заданный вектор.

Действительно, ГМК уже вносит значительный вклад, но может значительно умножить его — потенциал отрасли велик по всем направлениям, начиная от объемов добычи, заканчивая выпуском конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью.

Эти результаты завтра зависят от грамотных решений сегодня, от действенной поддержки ГМК в текущий непростой переходный период. Политическая воля и совместная с Правительством, Парламентом работа, надеемся, позволят ГМК с честью выполнить все возложенные на него стратегические задачи, — заключила Гульнара Бижанова.

Сейчас читают