Комплексный план по восстановлению экономического роста нуждается в актуализации - эксперт

Экономические вопросы, затронутые Главой государства, касаются широкого спектра проблем с акцентом на социально значимую проблематику. В частности, Президент отметил, что особого внимания требуют вопросы продовольственной безопасности и цен на социально-значимые продовольственные товары. Эти вопросы особенно актуальны в условиях нарушенных из-за пандемии цепочек поставок, что может привести как к ограничениям для экспорта казахстанской продукции, так и создать проблемы с насыщенностью внутреннего рынка импортными товарами и привести к росту инфляции, ограничение которой особенно актуально в условиях сложной экономической ситуации и снижения доходов значительной части населения.
Между тем, инфляция в текущем году ускоряется и опережает соседние государства. Так, в августе относительно декабря предыдущего года инфляция в Казахстане составила 4,6%, тогда как в России – 3%, а в Кыргызстане – 2,2%. Продовольственные товары в Казахстане подорожали на 7,3%, в Кыргызстане – на 4,5%, в России – на 3,5% Рост цен на непродовольственные товары в Казахстане также опережал аналогичные показатели России (2,5%) и Кыргызстана (-0,7%). Эти данные свидетельствуют о высокой актуальности вопроса контроля цен, поставленного Главой государства.
В отношении же поставок казахстанской продовольственной продукции за рубеж Президент К.К. Токаев отметил хорошие предпосылки увеличения экспорта зерна вследствие значительного увеличения сбора зерновых – на 34% относительно прошлого года. В данном случае можно отметить, что в прошлом году Казахстан экспортировал 9358 тысяч тонн зерна почти на 2 млрд. долл., что составило 3,4% от общего объема экспорта. Если экспорт зерна вырастет на такую же величину (хотя вероятен и более высокий рост, поскольку внутреннее потребление относительно стабильно), объем поступлений от поставок казахстанского зерна за рубеж может приблизиться к 3 млрд. долл. Это станет существенным фактором стабилизации торгового и платежного баланса в условиях падения нефтяных цен и снижения экспортной выручки по линии основной торговой статьи Казахстана – нефти, позволив отчасти компенсировать данный негатив. Увеличение экспорта зерна при сокращении поставок за рубеж нефти приведет к диверсификации структуры казахстанского экспорта и росту доли в нем зерна до 6-7%. В этой связи, поручение Главы государства в части обеспечения хранения собранного урожая и его экспорта как никогда актуально.
Одним из важнейших вопросов, поднятых Главой государства, является установка на обеспечение экономической и финансовой стабильности в условиях беспрецедентного для мирового времени глобального кризиса. Влияние этого кризиса на экономику Казахстана пока что относительно умеренно – во многом вследствие оперативно принятых мер реагирования, инициированных Президентом К.К.Токаевым в марте. По итогам второго квартала, на который пришелся основной удар и от ограничений, связанных с пандемией, и от снижения нефтяных цен, ВВП страны сократился на 5,6% и это один из минимальных уровней среди крупных и средних экономик мира. Так, ВВП Индии сократился на 25,8%, Великобритании – на 19,8%, Испании – на 17,8%, Мексики – на 17,1%, Франции – на 13,8%, Италии – на 13%, Еврозоны – на 11,8%, Германии – на 9,7%, США – на 9%, Швеции – на 8,3%. Среднее снижение ВВП по странам G20 составило 6,9%, G7 – 10,5%, ОЭСР – 10,5%, европейским странам ОЭСР – 12,3%. В условиях столь мощного кризиса задача обеспечения макроэкономической и финансовой стабильности крайне актуальна, а ее решение отличается очень высокой сложностью и сопряжено с широкомасштабными затратами материальных, финансовых и организационных ресурсов.
Обеспечение экономической стабильности и выполнение социальных обязательств государства в условиях кризиса опирается на ряд мер, реализуемых в рамках Комплексного плана по восстановлению экономического роста до конца 2020 года. Однако сложность внешних условий и их высокая неопределенность диктуют необходимость периодической корректировки применяемых инструментов экономического регулирования, что отметил Глава государства, заявив о необходимости актуализации данного плана.
Действующий план состоит из 10 направлений и 172 системных и отраслевых мер по стимулированию деловой активности, поддержке занятости и повышению доходов населения. Эти меры включают как новации, предложенные Главой государства (создание Фонда развития промышленности для обеспечение доступного кредитования прорывных обрабатывающих предприятий по ставке не более 3%; повышение текущего уровня локализации по инфраструктурным программам с 40% до 60-70%; усиление контроля за небанковскими кредитными организациями для повышения защиты интересов граждан; разработка механизма по сокращению спекулятивных операций с национальной валютой; разработка мер по замещению иностранных работников казахстанскими кадрами), так и действовавшие ранее в рамках ряда программ, в том числе долгосрочного характера и не связанные напрямую с ситуацией, возникшей после пандемии.
Очевидно, что данный план нуждается в актуализации – и с целью его более четкой целевой ориентации на решение конкретных задач обеспечения социально-экономической стабильности в текущих условиях, и в контексте нейтрализации негативных последствий от возможного ухудшения эпидемиологической ситуации («второй волны» COVID-19).
Активные и своевременные меры, которые должны быть приняты в рамках задач, поставленных Главой государства, позволят нейтрализовать негативное влияние очередного витка пандемии и обеспечить, насколько возможно, плавное прохождение очередного сложного этапа развития мировой экономики.