Казахстанцы все чаще жалуются на китайский автопром
По итогам 2024 года в Комитет по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции и его региональные департаменты поступило 57 обращений, связанных с автомобилями из Китая , передает агентство Kazinform со ссылкой на пресс-службу ведомства.

Это почти каждая десятая жалоба от общего числа обращений по автомобилям, которых, за прошедший год, зарегистрировано 144.
Среди главных нареканий автовладельцев — дефекты двигателей и коробок передач, проблемы с системой охлаждения и электроникой, несоответствие заявленным характеристикам. По данным комитета, некоторые автомобили приходилось возвращать продавцам. В других ситуациях, благодаря вмешательству департаментов, покупатели добивались ремонта или замены неисправных узлов за счёт автосалонов.
Практически во всех уголках страны региональные департаменты комитета оказались вовлечены в борьбу за права автовладельцев. В городах Астана и Алматы зарегистрировано больше всего обращений (6 и 9 соответственно), где сотрудники не только участвовали в судебных разбирательствах, но и содействовали досудебному урегулированию, помогая с расторжением договоров, возвратом средств либо обменом авто.
- В областях Абай, Жамбылской и Кызылординской жалоб официально не поступало, хотя потребители продолжают получать консультации при возникновении вопросов.
- В Акмолинской области (2 обращения) речь шла о крупных суммах — до 9,99 млн тенге и замене двигателей.
- В Алматинской области (3 обращения) часто фигурировала распространенная марка китайского автопрома, где один автомобиль обменяли, а по двум другим вернули деньги.
- В Актюбинской области (1 обращение) по решению суда выплатили свыше 16 млн тенге, неустойку и моральный ущерб.
- В Атырауской (5 обращений) и Восточно-Казахстанской (4 обращения) областях специалисты провели разъяснительную работу, внеплановые проверки, издали предписания и постановления; в одном случае вернули 7,04 млн тенге по соглашению сторон.
- В области Жетысу (3 обращения) помогли автовладельцам часть проблем уладив консультациями, другая часть — в процессе разрешения.
- Западно-Казахстанская область (4 обращения) запомнилась возвращёнными 7,1 млн тенге.
- В Карагандинской области (3 обращения) специалисты активно помогали с составлением претензий.
- Костанайская область (7 обращений) отличилась самым широким списком марок, при этом основную помощь сотрудники ДТЗПП оказывали в части претензий и экспертизы.
- В Мангистауской области (1 обращение) претензию удовлетворили.
- В Павлодарской области (4 обращения), помимо консультаций, по одному из обращений суд обязал выплатить 11 млн тенге.
- В Туркестанской области (2 обращения) часть проблем решили мирно после письменных обращений.
- В Северо-Казахстанской области (2 обращения) один автомобиль отремонтировали, а по второму авто – материалы направлены в суд.
- В области Улытау (2 обращения) всё обошлось без суда — помогла грамотно составленная досудебная претензия.
- В городе Шымкент (5 обращений) в большинстве случаев удалось вернуть деньги, но одно дело всё ещё рассматривают в суде.
Несмотря на волну критики, китайские машины привлекают казахстанцев доступной ценой, разнообразным модельным рядом и активно развивающейся сетью дилерских центров. Многие модели оснащены современными технологиями, что также стимулирует спрос.
При возникновении проблем с качеством автомобиля сначала необходимо направить письменную претензию дилеру или продавцу: в большинстве случаев это помогает урегулировать конфликт без суда. Если продавец не отвечает в течении 10 рабочих дней или отказывается от сотрудничества, территориальные департаменты Комитета по защите прав потребителей готовы проконсультировать, помочь грамотно оформить иск и, при необходимости, представлять интересы граждан в суде в качестве третьей стороны.
Подать обращение можно через систему «Е-otinish» либо обратившись в региональный департамент КЗПП. Номера горячих линий по вопросам защиты прав потребителей в регионах можно на сайте КЗПП МТИ РК.