Как сегодня выглядит первый фотосалон в Павлодаре
Единственный в Казахстане дом-музей фотографа находится в Павлодаре. Это здание - памятник истории и архитектуры, передает корреспондент МИА «Казинформ».

Это маленький, но уютный музей. С 1905 по 1958 год здесь жил и работал фотограф и краевед Дмитрий Багаев. В его снимках нашли свое отражение революция, голод и репрессии, коллективизация и годы войны.
Он снимал реальную жизнь людей, обошел и объехал весь регион. Ему удалось запечатлеть быт казахского народа в начале ХХ века, когда традиционный уклад жизни начал меняться.
Дом-музей был открыт в 2001 году, само же здание построено в 1904-ом. Сегодня здесь сохранилась та же мебель, что и сто лет назад.
- Это мемориальный дом-музей. У нас сохранились личные вещи семьи Багаевых и предметы мебели: кресло, резное зеркало из красного дерева, дубовый стол, венские стулья, сундук, с которым Дмитрий Поликарпович объехал все Прииртышье, мебель в фотопальоне в стиле модерн, старинная австрийская фотокамера, - рассказывает директор дома-музея Куляш Шайдуллина.
Дмитрий Поликарпович Багаев родился далеко от Павлодара, в деревне Туманы Вятской губернии. Его отец работал матросом на пароходах Северной Двины. Это был тяжелый труд, поэтому умер он рано. Когда отец скончался, Диме было всего семь лет.

С раннего детства он помогал матери: работал подпаском, а потом - на кирпичном заводе.
Его родной дядя в то время жил в Палодаре и служил конюшим у известного купца Артемия Дерова. Чтобы дети не голодали, Назар посылал вдове брата и племянникам деньги. Однако его судьба тоже сложилась трагически: не удержав лошадей, мужчина попал под сани и через неделю умер. Его последней просьбой было – забрать в Павлодар племянника Диму, чтобы тот помогал осиротевшей семье. Купец выполнил просьбу своего конюшего. Дмитрий приехал в Павлодар в 15 лет и остался здесь навсегда.

Мальчишка работал рассыльным, а затем писарем в горнопромышленном обществе. Фотоаппарат Дима впервые увидел в кабинете у приказчика, и упросил научить его фотографировать.

Став старше, Дмитрий отправил свои работы лучшему в Западной Сибири фотографу Василию Коркину. Около двух лет Дима учился у него на правах подмастерья, а в 1905 году вернулся в Павлодар. Здесь он открыл первый фотосалон в городе. Самому Дмитрию на тот момент исполнился 21 год.

- В 1910 году Дмитрий Багаев пристроил с северной стороны дома фотопавильон. Будучи профессионалом, он понимал, что для хорошей фотографии нужно много света. Павильон строился по всем правилам светотехники, стена и потолок были стеклянными. К сожалению, потолок сейчас деревянный, но есть фотография, где запечатлён процесс строительства, - говорит Куляш Шайдуллина .

В своем салоне он фотографировал многих известных личностей. Среди них - Майра Шамсутдинова, поэт Павел Васильев, купцы Деров и Зайцев, глава города и владелец пивоваренного завода Пятков. Бывал здесь Каныш Сатпаев, и даже единственная фотография Машхур Жусупа Копеева сделана именно здесь. Фотографировал Багаев и обычных жителей.
Фотографией он зарабатывая на жизнь. Но Дмитрий Багаев занимался не только «студийной» съемкой.
- Вы можете увидеть в музейном зале фотографию «По этапу» 1907 года. В своих дневниках Дмитрий Поликарпович пишет, что когда он чистил крыльцо зимой, услышал скрежет саней и лай собак. Он понял, что мимо его дома ведут политзаключённых, забежал внутрь, схватил камеру. Мать успела крикнуть: «Заберут же тебя». Рискуя своей свободой и жизнью, прикрывая камеру тулупом, он сфотографировал, как под конвоем ведут политзаключенных. Видите, это снято со спины, - рассказывает сотрудница дома-музея Шолпан Абыкешева.
Дмитрий Багаев был не только фотографом, но и ученым. Отправляясь в очередную экспедицию, укладывал в свой вьючный ящик сотни стеклянных фотопластин. Он сам вырезал их из стекла и покрывал фотоимульсией. В экспедиции мастер ездил за свой счет.
Он снимал реальный быт народа. Понимая, что кочевой уклад жизни уходит в прошлое, торопился запечатлеть его для истории. Для этого он побывал в самых отдаленных районах Павлодарского Прииртышья. В те времена даже от Павлодара до Баянаула нужно было ехать на подводе целую неделю. Сегодня на машине и по новой дороге вы преодолеете этот путь за 3,5 часа.
- Ему никто не позировал, он показывал жизнь такой, какой она была. Дмитрий Поликарпович понимал, что фотографии - это свидетельства времени, и когда-нибудь по ним будут изучать историю павлодарского Прииртышья. Более 700 негативов сейчас хранятся в алматинском музее, часть негативов, снимков и личные дневники хранятся в фондах нашего павлодарского историко краеведческого музея. А еще в этом году мы отреставрировали по старым фотографиям беседку во дворе, - отмечает директор дома-музея Куляш Шайдуллина.
Снимки из экспедиций сегодня можно увидеть в музее, они подписаны рукой самого автора на русском и казахском языках. В своих дневниках Дмитрий Багаев писал: «Фотография - не пустая забава, фотография – это наука, искусство, фотография – свидетельство времени». Однако часть снимков периода голода и репрессий не сохранилась, возможно, их уничтожил сам Багаев. Хранить их было небезопасно.
В 1929 году Дмитрий Багаев участвовал в раскопках, которые велись на территории Гусиного перелета (палеонтологический памятник на территории Павлодарскойобласти). Большинство находок отправили в Москву, но часть краевед сохранил. В своей кладовке он хранил скелет лошади-гиппариона, череп носорога, кости жирафа и страусиное яйцо. Эти экспонаты стали основой будущего павлодарского краеведческого музея, который он же и основал. Часть экспонатов Дмитрий Багаев привез из своих экспедиций.
У известного краеведа и фотографа было шестеро детей: пять сыновей и дочь. Младший сын работал с ним, а дочь Валентина стала военным корреспондентом. Супруга умерла во время эпидемии тифа, младшему ребенку тогда было всего два года. Овдовев, Дмитрий Поликарпович больше никогда не женился, и сам воспитывал детей.
Сейчас в доме-музее Багаева можно увидеть личную печатную машинку Дмитрия Поликарповича, которая попала к нему уже после войны. Печатную машинку привезла отцу Валентина: солдат попросил сфотографировать его на память, а в обмен отдал трофейный аппарат.

- Я начала работать в историко-краеведческом музее в 1988 году, и успела поработать с сыном Дмитрия Поликарповича Леонидом. Он тоже был фотографом. До открытия музея Леонид жил в этом доме, позже ему предоставили квартиру, а здесь организовали музей, - вспоминает Шолпан Абыкешева.
Сегодня по работам Багаева можно изучать историю Прииртышья. В музее сохранился его рабочий стол, два панно, на которых изображены зимний лес и летняя терраса, тумба, сделанная на заказ и даже павильонный фотоаппарат 1907 года выпуска. Музейщики время от времени проводят акции, во время которых павлодарцы могут сфотографироваться в павильоне в старинных костюмах: точно также, как их прадеды и прабабушки в начале прошлого века. К тому же, в музее регулярно проводятся выставки работ современных казахстанских фотографов.