Как сегодня выглядит первый фотосалон в Павлодаре

Единственный в Казахстане дом-музей фотографа находится в Павлодаре. Это здание - памятник истории и архитектуры, передает корреспондент МИА «Казинформ».

 Наталья Зинченко
Фото: Наталья Зинченко

Это маленький, но уютный музей. С 1905 по 1958 год здесь жил и работал фотограф и краевед Дмитрий Багаев. В его снимках нашли свое отражение революция, голод и репрессии, коллективизация и годы войны.

Он снимал реальную жизнь людей, обошел и объехал весь регион. Ему удалось запечатлеть быт казахского народа в начале ХХ века, когда традиционный уклад жизни начал меняться.

Дом-музей был открыт в 2001 году, само же здание построено в 1904-ом. Сегодня здесь сохранилась та же мебель, что и сто лет назад.

- Это мемориальный дом-музей. У нас сохранились личные вещи семьи Багаевых и предметы мебели: кресло, резное зеркало из красного дерева, дубовый стол, венские стулья, сундук, с которым Дмитрий Поликарпович объехал все Прииртышье, мебель в фотопальоне в стиле модерн, старинная австрийская фотокамера, - рассказывает директор дома-музея Куляш Шайдуллина.

Дмитрий Поликарпович Багаев родился далеко от Павлодара, в деревне Туманы Вятской губернии. Его отец работал матросом на пароходах Северной Двины. Это был тяжелый труд, поэтому умер он рано. Когда отец скончался, Диме было всего семь лет.

Дмитрия Багаева, предоставленные музеем
Фото: Дмитрия Багаева, предоставленные музеем

С раннего детства он помогал матери: работал подпаском, а потом - на кирпичном заводе.

Его родной дядя в то время жил в Палодаре и служил конюшим у известного купца Артемия Дерова. Чтобы дети не голодали, Назар посылал вдове брата и племянникам деньги. Однако его судьба тоже сложилась трагически: не удержав лошадей, мужчина попал под сани и через неделю умер. Его последней просьбой было – забрать в Павлодар племянника Диму, чтобы тот помогал осиротевшей семье. Купец выполнил просьбу своего конюшего. Дмитрий приехал в Павлодар в 15 лет и остался здесь навсегда.

Дмитрия Багаева, предоставленные музеем
Фото: Дмитрия Багаева, предоставленные музеем

Мальчишка работал рассыльным, а затем писарем в горнопромышленном обществе. Фотоаппарат Дима впервые увидел в кабинете у приказчика, и упросил научить его фотографировать.

Дмитрия Багаева, предоставленные музеем
Фото: Дмитрия Багаева, предоставленные музеем

Став старше, Дмитрий отправил свои работы лучшему в Западной Сибири фотографу Василию Коркину. Около двух лет Дима учился у него на правах подмастерья, а в 1905 году вернулся в Павлодар. Здесь он открыл первый фотосалон в городе. Самому Дмитрию на тот момент исполнился 21 год.

Дмитрия Багаева, предоставленные музеем
Фото: Дмитрия Багаева, предоставленные музеем

- В 1910 году Дмитрий Багаев пристроил с северной стороны дома фотопавильон. Будучи профессионалом, он понимал, что для хорошей фотографии нужно много света. Павильон строился по всем правилам светотехники, стена и потолок были стеклянными. К сожалению, потолок сейчас деревянный, но есть фотография, где запечатлён процесс строительства, - говорит Куляш Шайдуллина .

Дмитрия Багаева, предоставленные музеем
Фото: Дмитрия Багаева, предоставленные музеем

В своем салоне он фотографировал многих известных личностей. Среди них - Майра Шамсутдинова, поэт Павел Васильев, купцы Деров и Зайцев, глава города и владелец пивоваренного завода Пятков. Бывал здесь Каныш Сатпаев, и даже единственная фотография Машхур Жусупа Копеева сделана именно здесь. Фотографировал Багаев и обычных жителей.

Фотографией он зарабатывая на жизнь. Но Дмитрий Багаев занимался не только «студийной» съемкой.

- Вы можете увидеть в музейном зале фотографию «По этапу» 1907 года. В своих дневниках Дмитрий Поликарпович пишет, что когда он чистил крыльцо зимой, услышал скрежет саней и лай собак. Он понял, что мимо его дома ведут политзаключённых, забежал внутрь, схватил камеру. Мать успела крикнуть: «Заберут же тебя». Рискуя своей свободой и жизнью, прикрывая камеру тулупом, он сфотографировал, как под конвоем ведут политзаключенных. Видите, это снято со спины, - рассказывает сотрудница дома-музея Шолпан Абыкешева.

Дмитрий Багаев был не только фотографом, но и ученым. Отправляясь в очередную экспедицию, укладывал в свой вьючный ящик сотни стеклянных фотопластин. Он сам вырезал их из стекла и покрывал фотоимульсией. В экспедиции мастер ездил за свой счет.

Он снимал реальный быт народа. Понимая, что кочевой уклад жизни уходит в прошлое, торопился запечатлеть его для истории. Для этого он побывал в самых отдаленных районах Павлодарского Прииртышья. В те времена даже от Павлодара до Баянаула нужно было ехать на подводе целую неделю. Сегодня на машине и по новой дороге вы преодолеете этот путь за 3,5 часа.

- Ему никто не позировал, он показывал жизнь такой, какой она была. Дмитрий Поликарпович понимал, что фотографии - это свидетельства времени, и когда-нибудь по ним будут изучать историю павлодарского Прииртышья. Более 700 негативов сейчас хранятся в алматинском музее, часть негативов, снимков и личные дневники хранятся в фондах нашего павлодарского историко краеведческого музея. А еще в этом году мы отреставрировали по старым фотографиям беседку во дворе, - отмечает директор дома-музея Куляш Шайдуллина.

Снимки из экспедиций сегодня можно увидеть в музее, они подписаны рукой самого автора на русском и казахском языках. В своих дневниках Дмитрий Багаев писал: «Фотография - не пустая забава, фотография – это наука, искусство, фотография – свидетельство времени». Однако часть снимков периода голода и репрессий не сохранилась, возможно, их уничтожил сам Багаев. Хранить их было небезопасно.

В 1929 году Дмитрий Багаев участвовал в раскопках, которые велись на территории Гусиного перелета (палеонтологический памятник на территории Павлодарскойобласти). Большинство находок отправили в Москву, но часть краевед сохранил. В своей кладовке он хранил скелет лошади-гиппариона, череп носорога, кости жирафа и страусиное яйцо. Эти экспонаты стали основой будущего павлодарского краеведческого музея, который он же и основал. Часть экспонатов Дмитрий Багаев привез из своих экспедиций.

У известного краеведа и фотографа было шестеро детей: пять сыновей и дочь. Младший сын работал с ним, а дочь Валентина стала военным корреспондентом. Супруга умерла во время эпидемии тифа, младшему ребенку тогда было всего два года. Овдовев, Дмитрий Поликарпович больше никогда не женился, и сам воспитывал детей.

Сейчас в доме-музее Багаева можно увидеть личную печатную машинку Дмитрия Поликарповича, которая попала к нему уже после войны. Печатную машинку привезла отцу Валентина: солдат попросил сфотографировать его на память, а в обмен отдал трофейный аппарат.

 Наталья Зинченко
Фото: Фото: Наталья Зинченко

- Я начала работать в историко-краеведческом музее в 1988 году, и успела поработать с сыном Дмитрия Поликарповича Леонидом. Он тоже был фотографом. До открытия музея Леонид жил в этом доме, позже ему предоставили квартиру, а здесь организовали музей, - вспоминает Шолпан Абыкешева.

Сегодня по работам Багаева можно изучать историю Прииртышья. В музее сохранился его рабочий стол, два панно, на которых изображены зимний лес и летняя терраса, тумба, сделанная на заказ и даже павильонный фотоаппарат 1907 года выпуска. Музейщики время от времени проводят акции, во время которых павлодарцы могут сфотографироваться в павильоне в старинных костюмах: точно также, как их прадеды и прабабушки в начале прошлого века. К тому же, в музее регулярно проводятся выставки работ современных казахстанских фотографов.

Сейчас читают