Как могут измениться логистические коридоры перевозки нефти в мире

Геополитические события последних лет перекроили и продолжают перекраивать карту не только торговых маршрутов, но и глобальных энергетических рынков. Так, перспектива поставок российской нефти в Европу в обход Украины приобрела актуальность. Как подобный сдвиг отразится на цепочке поставок сырья – изучил собственный корреспондент агентства Kazinform.  

Как могут изменится логистические коридоры перевозки нефти в мире
Фото: Мidjourney, Кazinform

Маршруты транспортировки нефти в Европу

Одним из крупных поставщиков нефти на европейские рынки является Россия. На сегодняшний день существуют несколько ключевых логистических коридоров для транспортировки нефти в Европу.

Трубопровод «Дружба». Исторически российская нефть транспортировалась в Европу через Украину по трубопроводу «Дружба», соединяющему нефтяные месторождения с Центральной и Восточной Европой. Маршрут нефтепровода проходит от Альметьевска через Самару, Брянск до Мозыря, затем разветвляется на два участка: северный (по территории Беларуси, Польши, Германии, Латвии и Литвы) и южный (по территории Украины, Чехии, Словакии и Венгрии).

Наряду с этим российская нефть поставляется в Европу через трубопроводы Балтийская трубопроводная система (БТС). Система магистральных нефтепроводов, связывающая месторождения нефти Тимано Печерского, Западно-Сибирского и Урало- Поволжского районов с морским портом Приморск. Оттуда нефть поступает в Роттердам — главный центр нефтеторговли и переработки в Европе.

Как могут изменится логистические коридоры перевозки нефти в мире
Фото: Пресс-служба Балтийской трубопроводной системы

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) соединяет месторождения Западного Казахстана (Тенгиз, Карачаганак) с российским побережьем Черного моря (терминал Южная Озереевка около Новороссийска). Оттуда в том числе и казахстанская нефть транспортируется танкерами через Босфор и Дарданеллы.

Северный маршрут. Через Балтийское море российская нефть транспортируется в европейские порты, такие как Приморск и Усть-Луга, для дальнейшей отправки.

Южный коридор. Маршруты в Черном море, включая терминал в Новороссийске, Кулеви, Супса, Одесса, Констанца, Сулины, Бурса, действуют в акватории моря, а также имеют выход через пролив Босфор.

Средний коридор или ТМТМ. Включает перевалку через Каспийское море в Баку, железнодорожный или трубопроводный транзит через Азербайджан и дальнейшую транспортировку через Грузию, Турцию или Средиземноморье.

Стоимость транспортировки нефти в Европу

Затраты на трубопроводный транспорт, как правило, ниже, около $2–$4 за баррель, в зависимости от расстояния и используемой инфраструктуры. По сравнению с этим морские перевозки имеют большие расходы.

Так, танкерные перевозки через Балтийское или Черное море могут стоить $5–$10 за баррель, что зависит от транспортных ставок и страховых взносов.

Как могут изменится логистические коридоры перевозки нефти в мире
Фото: Pixabay

В качестве альтернативных маршрутов рассматриваются железнодорожные линии, в числе которых Средний коридор (Транскаспийский международный транспортный маршрут) или другие железнодорожные маршруты. Но эти варианты обходятся значительно дороже, их стоимость составляет от $10 до $15 за баррель из-за мультимодальной перевалки.

Возможные изменения в логистике

Если Россия не сможет использовать украинские маршруты, глобальный ландшафт логистики нефти может существенно измениться.

В частности, существующий трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) может забрать часть перенаправленных объемов, хотя ограничения по пропускной способности и ценообразование могут стать проблемами. Что касается проливов Босфор и Дарданеллы, увеличение нагрузки на танкеры через эти маршруты может привести к заторам и экологическим рискам, что потребует ужесточения правил.

В этих условиях Средний коридор приобретает важное логистическое значение. Рост инвестиций в Транскаспийский маршрут может сделать его жизнеспособным, хотя для больших объемов потребуется модернизация инфраструктуры.

Северные маршруты также рассматриваются в качестве альтернативы. Расширение портов Балтийского моря и танкерного флота ледового класса может способствовать увеличению объемов.

Как могут изменится логистические коридоры перевозки нефти в мире
Фото: Pixabay

Стоит также отметить, что появление ряда новых маршрутов обеспечивают гарантии для партнеров этих проектов. Так, европейские страны могут диверсифицировать поставщиков, увеличивая зависимость от стран Ближнего Востока, США и Африки.

В настоящее время Россия экспортирует в Европу около 4,5 млн баррелей в день. По оценкам аналитиков, если обойти Украину, то:

— Северный и Балтийский маршруты могут поглотить 1–2 млн баррелей в сутки.

— Черноморский и Босфорский маршруты могут пропускать 1 млн баррелей в сутки, что ограничено доступностью танкеров и пропускной способностью портов.

— Средний коридор может обеспечить дополнительные 500–700 тысяч баррелей в сутки в зависимости от инвестиций в инфраструктуру.

Экономические последствия

Для России главным преимуществом является снижение зависимости от украинской инфраструктуры и повышение безопасности путей снабжения. Однако, более высокие логистические издержки, возросшая зависимость от дорогостоящих морских маршрутов и потенциальная потеря доли рынка из-за усилий Европы по диверсификации.

Для Азербайджана эта ситуация сулит увеличение доходов от транзита и стратегическое значение как логистического узла. Опять-таки она может оказать нагрузку на существующую инфраструктуру.

Для Турции такой сценарий имеет свои плюсы и минусы. К первому относится увеличение доходов от транзитных перевозок через Босфор и инвестиций в Средний коридор. Тогда как вторая предполагает риски для окружающей среды и безопасности из-за увеличения движения танкеров.

Для Казахстана нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан может стать ключевой альтернативой, так как наша страна планирует увеличить поставки нефти через этот маршрут до 20 млн тонн в год.

Как могут изменится логистические коридоры перевозки нефти в мире
Фото: Мidjourney

Глава Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан (Азербайджан) полагает, что, будучи ключевым игроком в региональной энергетической транспортной сети, Азербайджан мог бы выиграть от более активного использования трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан или других существующих маршрутов.

— Это может привести к более высоким транзитным доходам и большей геополитической значимости на энергетических рынках. Сотрудничество Азербайджана с Турцией в содействии альтернативным маршрутам может также укрепить его региональные альянсы и стимулировать экономический рост. Турция выиграет экономически и стратегически. С ее положением как транзитного узла энергии, которое еще больше укрепится, увеличение потока нефти через турецкие порты и трубопроводы может привести к значительным транзитным сборам. Кроме того, геополитическое влияние Турции на энергетических переговорах между Европой, Кавказом и Ближним Востоком, вероятно, возрастет, что усилит ее статус региональной державы, — уверен аналитик.

По мнению эксперта, страны, потребляющие российскую нефть, могут столкнуться со смешанными результатами.

— Альтернативные маршруты могут привести к несколько более высоким издержкам из-за логистических сложностей, что может привести к незначительному росту цен на нефть. Однако более стабильные поставки в обход конфликтных зон, ведут к энергетической безопасности, — считает Ильхам Шабан.

Выгоды и риски для экономики Казахстана

В июле 2022 года после приостановления на месяц деятельности Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), который соединяет месторождения Западного Казахстана (Тенгиз, Карачаганак) с российским побережьем Черного моря (терминал Южная Озереевка) Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев назвал важной задачей диверсификацию поставок нефти.

В этих целях Казахстан начал поставки нефти через трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан в прошлом году. «КазМунайГаз» и Госнефтекомпания Азербайджана (SOCAR) подписали договор о транспортировке 1,5 млн тонн казахстанской нефти в год по этой магистрали. Экспорт начался в апреле 2023 года.

На днях министр энергетики Алмасадам Саткалиев заявил, что Казахстан планирует увеличить поставки нефти по маршруту Баку-Тбилиси-Джейхан с текущих 1,5 млн тонн до 20 млн тонн в год. (До Баку из Казахстана нефть доставляют танкерами по Каспийскому морю — прим. ред.). Министр также сказал, что Казахстан продолжает обсуждать возможность поставок нефти по маршруту Баку-Супса, которые оцениваются в 3 млн тонн в год.

Как могут изменится логистические коридоры перевозки нефти в мире
Фото: Мidjourney

По словам нефтегазового аналитика Абзала Нарымбетова, нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан становится ключевой альтернативой, так как он полностью обходит Россию. У него высокая мощность — до 60 млн тонн в год, при этом она используется менее чем наполовину.

— 98% нашего экспорта проходит через территорию России. Если транзит по этим маршрутам будет приостановлен, экономика Казахстана окажется в тяжелой ситуации. Бюджет страны наполовину зависит от нефтегазовых доходов, а 60% экспортной выручки связаны с продажей нефти. Развитие маршрута через БТД — это способ снизить риски и защитить экономику от возможных потрясений, —  считает Абзал Нарымбетов.

По его словам, азербайджанская добыча нефти снижается, а внутреннее потребление растет. У Казахстана есть возможность занять освободившиеся мощности. Поставки через БТД позволят снизить зависимость от российских маршрутов.

Вместе с тем аналитик указывает на дороговизну БТД, поскольку транспортировка нефти через него обходится втрое дороже — около $120 за тонну против $38 через КТК. Основная проблема, по его мнению, заключается в перевозке цистернами нефти с месторождений до Актау и доставке ее танкерами через Каспийское море в Баку, которое занимает время, требует затрат на хранение и ожидание. Эксперт также считает, что для расширения поставок до 20 млн тонн потребуется модернизация инфраструктуры.

Нужно сказать, что по мнению экспертов, новый маршрут через Баку-Тбилиси-Джейхан сопряжен с определенными экономическими рисками для экономики Казахстана. Однако, несмотря на них, этот маршрут остается выгодным в случае роста цен на нефть.

К слову, в этом году Казахстан экспортирует 68,8 млн тонн нефти, из них 55,4 млн тонн — по трубопроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), который идет из Атырауской области в Новороссийск, 8,6 млн тонн — по трубопроводу Атырау- Самара, по Каспийскому морю — 3,6 млн тонн, в Китай — 1,1 млн тонн.

Эксперты отмечают, что изменение транзитных маршрутов затронет именно энергорынок. И такие страны как Казахстан, Азербайджан, Турция могут стать критически важными игроками в этом сегменте.

Сейчас читают