Как Казахстан повышает правовую грамотность и доступность юридической помощи

В рамках исполнения поручений Главы государства Министерством юстиции на постоянной основе проводится разъяснительная работа по повышению правовой грамотности населения, передает агентство Kazinform.

Как Казахстан повышает правовую грамотность и доступность юридической помощи
Фото: МТСЗН

В 2024 году были запущены акции по предоставлению правовой помощи и консультаций, встречи с населением во всех регионах. 

С целью повышения правовой грамотности жителей сельских населенных пунктов открыты около 2000 «Кабинетов права», которые функционируют на базе уголков «Egov». Кабинеты имеют полное техническое оснащение с доступом к ИПС «Әділет», БД «Закон» для ознакомления с действующими нормативными правовыми актами, а также доступом к информационным системам.

Запущены единая информационная система и мобильное приложение юридической помощи «E-ZanKomegi», предназначенные для предоставления и получения юридических услуг онлайн. Также граждане могут получать ответы на интересующие их правовые вопросы посредством видеозвонка.

Помимо этого, функционирует единая нотариальная информационная система «Е-нотариат», которая предоставляет возможность выдачи всех видов доверенностей и согласий супругов, за исключением распоряжений имущества в онлайн режиме посредством видеозвонка.

Кроме того, в целях исключения неправомерных действий применяется биометрическая идентификация клиентов при подписании заявлений используется сервис QR-подписание, результаты услуг доступны в сервисе «Цифровые документы» EgovMobile в режиме 24/7. Так, благодаря этой услуге граждане Казахстана смогли законно оформить около 200 тыс. доверенностей и 70 тыс. согласий супругов не посещая нотариуса. По Акмолинской области граждане смогли оформить около 6 тыс. доверенностей и 1300 согласий супругов не посещая нотариуса.

Также внедрен «робот-судебный исполнитель». Так, в случае несвоевременной уплаты административных штрафов до 20 МРП уполномоченный орган передает сведения роботу-судебному исполнителю, который возбуждает производство без участия ЧСИ. Тем самым казахстанцы освобождены от дополнительной оплаты 25% от суммы штрафа и визитов к судебным исполнителям.

С момента запуска цифрового судебного исполнителя по сегодняшний день возбуждено свыше 109 тыс. исполнительных производств на сумму 2,2 млрд тенге. Сумма экономии составила 550 млн тенге в пользу граждан.

По Акмолинской области возбуждено 16 999 упрощенных исполнительных производств на сумму более 327 млн тенге, из них окончено 3 378 исполнительных производств на сумму более 63 млн тенге. Жители области сэкономили за счет исключения оплаты деятельности частных судебных исполнителей более 81 млн тенге.

В 2025 году планируется улучшить работу органов юстиции, а именно:

  • начнет работу ИИ-помощник «Айтеке» — чат-бот для простых юридических консультаций и помощи в сборе документов;
  • компетенция робота-судебного исполнителя расширится и порог размера задолженности, которым он будет заниматься вырастет с 20 до 40 МРП, что сэкономит гражданам до 12,2 млрд тенге в год.

Ранее мы писали, когда казахстанцы смогут совершать онлайн-сделки по недвижимости.

Сейчас читают