Иждивенчество и раздробленные льготы: эксперты о главных вызовах социальной политики

Президент Касым-Жомарт Токаев в Послании народу призвал унифицировать размеры социальных выплат, создать Центр прогнозирования демографических процессов, пересмотреть подходы к пенсионной системе и продолжить повышение финансовой грамотности, передает корреспондент агентства Kazinform.

а
Коллаж: Kazinform/ Canva

Глава государства раскритиковал действующую систему соцвыплат, назвав ее раздробленной и во многом поощряющей иждивенчество. По его словам, более сотни видов льгот и пособий отвлекают значительные ресурсы от строительства школ, больниц и инфраструктуры, но при этом не решают ключевых проблем.

Поддержка семей: доход против формальных критериев

— Хорошо, что Президент обратил внимание на социальную сферу и проанализировал систему выплат. Сегодня она устроена странно: помощь многодетным семьям назначается независимо от доходов, в то время как неполные или малодоходные семьи с двумя-тремя детьми часто остаются без поддержки. В итоге основная часть бюджета уходит примерно 600 тысячам многодетных семей, тогда как адресную помощь получают лишь около 45 тысяч семей — около 240 тысяч человек. Логично, что главным критерием должен быть уровень дохода, а не только число детей, — отмечает директор Центра исследований «Сандж» Жанар Джандосова.

Система выплат, по ее мнению, неэффективна и уязвима для коррупции. Появляются посредники, незаконно оформляющие льготы, при этом реальная помощь не доходит до тех, кто действительно нуждается. Ошибки есть и в избыточных выплатах, и в отказах нуждающимся.

Адресность и демографическая политика

— Отрадно, что Президент в своем Послании обратил внимание на ряд острых социальных проблем. В частности, он отметил, что некоторые виды социальных выплат уже фактически утратили актуальность, но продолжают назначаться по инерции. Более того, есть люди, которые, к сожалению, научились подстраиваться под такие выплаты. Это создает риски иждивенчества. В этой связи крайне важно внедрять дифференцированный подход. Социальная помощь должна заключаться не просто в регулярных выплатах, а в том, чтобы помочь уязвимым группам населения выбраться из трудной жизненной ситуации: содействовать трудоустройству, оказывать юридическую поддержку, предоставлять доступ к дополнительному образованию. Другими словами, речь должна идти не о том, чтобы «дать рыбку», а о том, чтобы «дать удочку», — акцентирует PhD по социологии, кафедра социологии и социальной работы КазНУ имени аль-Фараби Айжан Шабденова.

Особое внимание, по мнению Айжан Шабденовой заслуживает вопрос поддержки монородительских семей. По ее словам, здесь важно понимать, что такие семьи бывают разными: среди них есть обеспеченные, а есть действительно нуждающиеся. Следовательно, помощь должна предоставляться адресно, исходя из реальной потребности, а не назначаться всем без разбора.

— Отдельно хочу отметить важный акцент, сделанный Президентом: в нашей стране явно не хватает системного анализа и прогнозирования демографических процессов. Именно они должны определять социальную политику и бюджетные приоритеты. В этом контексте предложение о создании специализированного центра прогнозирования и анализа демографии — своевременная и крайне необходимая мера, — добавляет Айжан Шабденова.

Алматы, люди
Фото: Александр Павский/ Kazinform

Экономический контекст

По словам кандидат экономических наук Марата Каирленова, ситуация с социальными расходами неоднозначна.

— С одной стороны, они действительно занимают значительную долю государственного бюджета. С другой — важно понимать, что это неполная картина. В странах ОЭСР, например, в консолидированный бюджет включены и бюджеты компаний квазигосударственного сектора. У нас же учитываются только республиканский и местные бюджеты, а крупные субъекты квазигоссектора, такие как «Самрук-Казына» и другие холдинги, в расчет не входят. Между тем их активы составляют порядка 50% ВВП, или около 70 трлн тенге. И это без учета Национального фонда — еще около 22% ВВП. Если бы учитывать эти структуры, то доля социальных расходов у нас выглядела бы значительно скромнее. Сегодня социальные расходы в Казахстане составляют около 10% ВВП, тогда как в странах ОЭСР — в среднем 20%. То есть в денежном выражении это примерно 26–27 млрд долларов, которые наши граждане фактически недополучают. При этом доля заработных плат в ВВП у нас около 30%, тогда как, например, в России — 44%. Это десятки миллиардов долларов, которые могли бы работать на рост благосостояния граждан. Председатель Сената Маулен Ашимбаев отмечал, что показатель должен быть не ниже 50% ВВП, — говорит к. э. н., директор «Улагат Консалтинг Групп» Марат Каирленов.

По его мнению, есть и проблема перекосов в системе социальной поддержки. Иногда люди сознательно разводятся, чтобы получить льготы или продвинуться в очереди на жилье. Поэтому здесь нужен очень осторожный подход.

— Человеческий капитал — ключевой ресурс. Это не только образование. Можно сделать обучение бесплатным, но если ребенок недоедает и не имеет нормальной одежды, он просто не сможет воспользоваться этой возможностью. В итоге мы получим низкий уровень образования и, как следствие, низкий доход, что может превратить человека в обузу для общества, а не в нашего Илона Маска, — поясняет специалист.

Затронул эксперт и тему финансовой грамотности. Ее часто называют фактором закредитованности населения.

— Да, этот аспект существует, но он не главный. Финансовая грамотность — понятие широкое: от умения планировать семейный бюджет до грамотных инвестиций. Говорить, что у нас граждане финансово неграмотны, было бы неправильно. Уже четверть века население активно пользуется кредитами. С начала 2000-х годов миллионы людей брали кредиты, и сегодня большая часть экономически активного населения имеет кредитные обязательства. При этом доля проблемных займов (NPL) составляет около 3% — на фоне высоких ставок это достаточно умеренный уровень. Это значит, что и банки, и заемщики в целом адекватно оценивают риски, — считает экономист.

экономист
Фото: из личного архива Марата Каирленова

Напомним, 8 сентября Президент Касым-Жомарт Токаев выступил с ежегодным Посланием народу Казахстана на совместном заседании Палат Парламента.

Глава государства поручил Правительству совместно с Агентством по регулированию финансового рынка проработать закон о банках, предложил переименовать Комитет по возврату незаконных активов в Комитет по защите прав инвесторов.

Кроме того, Президент предложил сделать Парламент Казахстана однопалатным.

Сейчас читают