Экономия госсредств и устранение дефицита ученических мест: чем выгодно развитие частных школ

НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ - Дефицит ученических мест можно покрыть за счет частных школ. Об этом на онлайн-конференции «Государственно-частное партнерство в сфере среднего образования: частные школы. Что такое подушевое финансирование» заявил президент АО «Финансовый центр» Аскар Ибраимов, передает корреспондент МИА «Казинформ».
None
None

«Что касается вопроса, как идет строительство государственных школ, мы должны понимать, что в этот процесс входит инженерная коммуникация, непосредственно само строительство, дальнейшее содержание и предстоящий капитал, текущий ремонт. Только на процесс строительства уходит от трех до шести млрд тенге, при этом ежегодное содержание – порядка 300 млн тенге. Каждые девять лет около 600 млн тенге уходит на текущие капитальные затраты. Если мы сравним с теми расходами, которые государство тратит на одну частную школу, то на одного ребенка в год мы тратим 284 тысячи тенге - это операционные расходы, 266 тысяч тенге – амортизационные расходы. Совокупно, если мы возьмем аналогичную школу на 1 200 мест, то экономия бюджета составит порядка 3,5-4 млрд тенге», - пояснил президент АО «Финансовый центр».

По его словам, в размещении государственных заказов есть не только финансовая эффективность, но и принципы, когда достигается улучшение условий труда для педагогов, образовательной среды для учащегося, также решается дефицит ученических мест.

«К примеру, город Шымкент является одним из лидеров по развитию сети частных школ. В 2019 году было открыто 22 частных школы. В эти школы с государственных школ перешли 6 764 ребенка. На момент проведения анализа в государственных школах дефицит ученических мест составлял 16 тысяч. В 2020 году, как мы предполагаем, при самых пессимистических прогнозах, откроем еще 11 школ, куда перейдут 7 690 учащихся. На уровне проведения анализа почти 90% дефицита ученических мест покрыли бы за счет частных школ. Мы предполагаем, что к 2025 году дефицит мест может достигнуть 470 тысяч», - сказал он.

«Механизм государственного заказа достаточно успешный. Анализ 2013 года показывает, что по госзаказу было построено только 13 частных школ, а в 2019 году 114 школ получили госзаказ на 31 тысячу мест. По итогам трех месяцев мы заключили договоры на 153 школы, в которых обучаются 104 тысячи детей. В бюджете деньги есть, поэтому на 2021, 2022 годы средства предусмотрены», - отметил президент АО «Финансовый центр».

По его словам, присутствует ряд сдерживающих инертных процессов, препятствующих строительству, работе частных школ. Эти проблемы могут привести к реализации различных рисков – снижение темпов строительства, открытия, реконструкции и функционирования школ.

«Первая проблема - это снижение рентабельности в период чрезвычайного положения. У школ есть обязательства по займам, по выплате заработной платы, арендных платежей. В связи с переходом на дистанционное обучение денежные потоки значительно снизились. Также немаловажен риск потери квалифицированных кадров и педагогов. Есть проблема подорожания процессов строительства и реконструкции школ в виду очевидных факторов. Кроме того, есть и внутренние проблемы (бюрократизация на местах), законодательные ограничения. Например, частные школы не обеспечиваются учебными пособиями, бесплатным питанием», - добавил А. Ибраимов.

Несмотря на текущую обстановку в стране, размещение государственного образовательного заказа в частных школах осуществляется в дистанционном формате, отметил он.


Сейчас читают