Что изменилось в автобусах после смертельного ДТП в Алматы
В Алматы продолжается обновление общественного транспорта: устанавливаются перегородки и прорабатывается вопрос системы «тревожных кнопок», передает корреспондент агентства Kazinform.

В декабре 2023 года в Алматы, в результате нападения пассажира на водителя автобуса, произошло ДТП, в котором погибли три человека и четверо получили травмы.
В январе 2024 года управление городской мобильности города Алматы заявили, что в автобусах Алматы, где до этого место водителя не было изолировано от салона, появятся перегородки.
Также при закупе новых автобусов одним из обязательных требований станет наличие перегородки в кабине водителя.
В связи с этим управление городской мобильности города Алматы ответило на запрос агентства Kazinform о мерах по обеспечению безопасности в общественном транспорте.
— В целях обеспечения безопасности водителей с 2024 года закуп всех автобусов производится с учетом наличия перегородок. Также в текущем году перевозчиками принимаются активные меры по обновлению подвижных составов на автобусы, оснащенные перегородками, — говорится в ответе.
С января 2024 года за счет местного бюджета в городе приобретено 600 автобусов на газе, 100 электробусов и 112 троллейбусов.

Все транспортные средства оснащены перегородками. Частными перевозчиками приобретено 233 газовых автобусов и 75 электробусов, которые также оснащены перегородками
— На сегодня перегородки отсутствуют только на старых автобусах, а также на автобусах малой вместимости марки ISUZU, которые задействованы в основном на пригородных и горных маршрутах, — добавили в управлении городской мобильности города.
Что касается тревожных кнопок, управление сообщило, что в настоящее время прорабатывается вопрос их интеграции с местными службами оперативного реагирования.
— Касательно «тревожных кнопок» в настоящее время прорабатывается вопрос интеграции с местными службами оперативного реагирования, — отметили в управлении.
Мнение эксперта
Президент Ассоциации безопасности дорожного движения Арсен Шакуов прокомментировал эффективность перегородок, отметив, что здесь есть «две стороны медали».
— Насколько эффективна установка перегородок в общественном транспорте? Защитят ли они водителя? Те, что есть сейчас, я бы не сказал, что они эффективные, потому что они полностью не изолируют водителя. Однако если мы изолируем водителя полностью, он не сможет полностью контролировать процесс в салоне. Например, вдруг в салоне начнется драка или какой-то инцидент, он будет отрезан и может просто не увидеть, что происходит. Случаи бывают разные, например, пассажира может зажать дверью. Здесь получается палка о двух концах: стоит ли полностью изолировать водителя? На мой взгляд, не стоит, — говорит он.
Эксперт добавляет, что если же перегородку устанавливать, то лучше использовать антивандальное стекло из пластика с проемами, чтобы водитель мог слышать пассажиров, видеть салон и контролировать ситуацию.
— Это позволяет предотвратить форс-мажорные случаи. На сегодняшний день водители защищены от агрессивных пассажиров только частично, на 100% защиты нет, — пояснил эксперт.
Арсен Шакуов добавил, что международный опыт показывает разные подходы к защите водителей: от автоматизированного транспорта без водителей в метро до традиционных перегородок и антивандальных стекол в автобусах и троллейбусах. В странах, таких как Аргентина и Бразилия, водители тоже защищены от нападений. Что касается ближних стран, например России, там транспорт похож на Казахстан. В Китае тоже не все полностью закрыто.
— Всегда найдется человек, который может попытаться сломать защиту. Мнение мое такое: эффективность защиты примерно 50 на 50, но водителей ограждать все-таки стоит, — подчеркнул он.

«Любая кнопка SOS — важна»
Арсен Шакуов также высказался по вопросу тревожной кнопки. Он считает, что при ее нажатии диспетчер должен получать информацию о произошедшем событии, чтобы направить необходимую помощь: полицию, пожарных, медиков.
— Любое устройство, которое может вызвать помощь и передать информацию о чрезвычайной ситуации, безусловно, полезно. Если говорить о личном транспорте, бывают ситуации, когда машина перевернулась, телефон улетел, человек зажат и сможет дотянуться только до этой кнопки. В таком случае она позволяет хотя бы сообщить о происшествии, особенно если помощь не успевает приехать быстро, — сказал Арсен Шакуов.
Он отмечает, что на межгородных маршрутах в Казахстане, где расстояния очень большие, помощь спецслужб приедет не мгновенно, поэтому подход к обеспечению безопасности должен быть другим.
Например, путь от Кызылорды до Актобе составляет более тысячи километров, и на дороге могут происходить различные происшествия.
— На трассах Казахстана есть медико-санитарные пункты, где должны быть вертолеты. Представьте ситуацию: пожарная машина выезжает на 200 километров, чтобы просто констатировать уже сгоревший автомобиль. Помощь нужна немедленно. Поэтому в первую очередь всех водителей следует обучать оказанию первой доврачебной помощи и обеспечивать огнетушителями, ведь помощь в критический момент могут оказать только те, кто находится рядом на трассе. Я считаю, любое приспособление, которое может вызвать помощь и сообщить о ЧП, в любом случае будет полезным. Главное, чтобы кнопка была в зоне досягаемости, в радиусе вытянутой руки, чтобы водитель мог быстро ее нажать, — подытожил эксперт.

Напомним, 22 декабря 2023 года пассажир автобуса 47-го маршрута в результате конфликта ударил водителя-женщину, которая потеряла сознание и управление над транспортом. Далее неуправляемый автобус допустил наезд на людей, находившихся возле остановки, а также столкнулся с четырьмя авто. Видео ДТП позже появилось в Сети.
В результате аварии три человека погибли на месте до приезда бригады скорой помощи, еще трое были госпитализированы. Двое из погибших были супругами — воспитывали четверых детей.
Затем в полиции Алматы предложили оборудовать салоны автобусов тревожными кнопками с выводом на канал «102» и диспетчерскую службу транспортной организации.
Позже глава комитета Административной полиции МВД РК Кайсар Султанбеков также рассказал о мерах по обеспечению безопасности водителей.