Beauty-индустрия: сколько тратят женщины на красоту в Казахстане?
Стремление быть красивыми было у женщин всегда. Но теперь это обходится дороже. С каждым годом расходы прекрасной половины человечества на косметику растут. Корреспондент агентства попытался оценить ситуацию на рынке косметики и проанализировать потенциал отрасли.

20 тысяч тенге в квартал, или альфа-поколение много красится
По данным Бюро национальной статистики, казахстанские красавицы в 2024 году тратили на предметы личной гигиены до 20 тысяч тенге в квартал, что на 5,6% больше, чем в предыдущем году. Особенно много тратят денег жительницы Мангистауской, Атырауской областей и города Шымкента.
В течение 2024 года повысились цены и в салонах красоты. Доходы предпринимателей этой сферы за 9 месяцев прошлого года составили 49,2 миллиарда тенге. Большая часть этих доходов зарегистрирована в городах Алматы — 11 миллиардов тенге, и Астане — 8,4 миллиарда тенге, в Карагандинской области— 6,6 миллиарда тенге, Павлодарской области — 4,2 миллиарда тенге, Костанайской области— 3,8 миллиарда тенге.

Специалист Beauty-индустрии Айжан Кудикенова считает, что в повышении спроса на косметику и услуги салонов красоты есть социальная подоплека. По ее словам, если раньше косметикой пользовались девушки старше 18 лет, то теперь любят краситься и несовершеннолетние девочки.
— Возраст пользующихся косметикой снизился с 17 до 11 лет. В исследовании Harvard Business Review говорится, что альфа-поколение (родившиеся после 2010 года) стало больше пользоваться косметикой. В прошлом году эти девочки накрасились на 5,39 миллиарда тенге. Это выше покупательской способности любого другого поколения, — сказала А. Кудикенов.

Также выяснилось, что на уход за внешностью оказали влияние тренды в социальных сетях. В медиа-пространстве доминируют лозунги о косметике и красоте. В моде разноцветные волосы, красно-зеленые губы. Этим выгодно пользуются экоактивисты и маркетологи, приклеивая на косметику ярлыки «природная и чистая продукция».
— В Beauty-индустрии повышается позиция гибридной продукции. Стал трендом выпуск новой продукции путем сочетания элементов skincare и makeup. Выигрыш в том, что сокращается время на макияж и количество косметики. Все это, по-видимому, повышает уровень продаж. Также, в связи с ростом числа экоактивистов, быстро менялась структура косметики. Сейчас стало немодным выбрасывать упаковку от косметики, ненужные флаконы, — пояснила Айжан Кудикенова.
Специалист не отрицает, что на рынке станет еще больше видов косметической продукции. Существующий сегмент пополнится уникальной косметики, то есть адаптированной к особенностям кожи.
Средний класс, «халал-косметика»: что происходит на рынке?
Недавно компания Jarsking опубликовала результаты исследования по рынку косметики в Центральной Азии. В работе уделено внимание и Казахстану. Оказалось, что наши соотечественницы покупают больше косметики по сравнению женщинами соседних стран. По демографическим показателям более населенный Узбекистан должен был опережать нас. Почему же лидирует Казахстан? Компания Jarsking указывает на три причины: электронная торговля, экономический рост, развитие в стране среднего класса.

Несколько слов об экономическом росте и электронной торговле. Действительно, после пандемии электронная торговля широко распространилась. После спада пандемии наши соседи вернулись к традиционной торговле. Но в Казахстане началась эпоха безналичных платежей и онлайн-магазинов. Например, с 2020 года объемы электронной торговли выросли в 5 раз. На заседании Правительства в январе этого года министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев оценил расходы казахстанцев в 2024 году на онлайн-покупки в 3,2 триллиона тенге. Среди наиболее продаваемых в интернет-магазинах товаров есть и косметика. Эксперты считают, что на это повлияло совершенствование финансовых технологий и расширение охвата населения Интернетом.
Важный фактор — третья причина, то есть процветание среднего класса. В социологии средним классом, условно, называют группу между богатыми и бедными. Этот термин в экономике употребляется часто, потому что развитие страны прямо связано с потенциалом среднего класса. Глава государства Касым-Жомарт Токаев в прошлогоднем Послании народу не обошел вниманием вопрос развития этой катерии населения. Президент открыто сказал, что «с ростом экономики социальное неравенство должно уменьшаться, а средний класс должен усиливаться». Значит, если компания Jarsking связывает покупательский потенциал на рынке косметики с усилением среднего класса, прогресс становится заметным.
Еще одной особенностью казахстанского рынка следует назвать «халал-косметику». В последние годы стало больше верующих граждан. Они обращают внимание на соответствие различных потребительских товаров установлениям шариата. Это повлияло и на рынок косметики, производители косметики стали получать сертификаты «халал».
Как говорит косметолог Аксуйрик Бакыткызы, этот сертификат скорее является маркетинговым шагом. Предприниматели, получившие специальный знак, получают возможность увеличить продажи, у них растет число потребителей.
— В магазинах стало больше косметики, усилилась конкуренция. Большая часть потребителей, конечно, молодые женщины. В последнее время верующие потребительницы стали обращать внимание на состав косметики. Они отказываются покупать продукцию, содержащую свиной жир и кармин. Поэтому предприниматели проверяют свои товары и получают в специальных компаниях сертификаты «халал». Можно считать это одним из приемов привлечения потребителей, — сказала косметолог.
Сейчас цена сертификата «халал» на внутреннем рынке начинается с 25 тысяч тенге. Большинство из них действительны в течение одного года. Предприниматель в установленные сроки должен проводить повторные проверки. По данным последних исследований, халяльная косметика составляет 2,7% косметической продукции Казахстана. По данным стран-производителей, 46,4% халяльной косметической продукции принадлежит отечественным производителям, что составляет около 33 млн долларов США в 2023 году.
Следует отметить, что согласно опросам, проведенным Data Insight, 25% казахстанцев сказали, что покупают косметику, ориентируясь на рекламу в социальных сетях, 58% — по советам знакомых.
Импортозависимость
Рынок косметики в Казахстане зависит от импорта. По данным Бюро национальной статистики РК, в прошлом году отечественное производство парфюмерии и косметики сократилось на 13%. В стране произведено 3,8 тысячи тонн этой продукции, завезено из других стран 49,3 тысячи тонн. Это значит, что отечественное производство не способно обеспечить внутренний рынок.
Президент Ассоциации индустрии красоты Турсун Махмуджан говорит, что государство не содействует развитию производства косметики.

— Мы зависим от импорта. Государство не может развивать сферу косметических товаров и бытовой химии в качестве отдельного кластера. Это плохой признак. В странах Запада для этой отрасли есть льготы, через ассоциации реализуются различные проекты. У нас не ведется никакой совместной работы с ассоциациями, не предусмотрены налоговые льготы и субсидии. Обсуждаемый сейчас в обществе налог на добавленную стоимость отрицательно скажется на и без того непроцветающей отрасли. Если мы хотим развивать эту сферу, нужно решать эти вопросы, — говорит с сожалением Т. Махмуджан.
По данным Ассоциации, на казахстанском рынке много косметики из стран СНГ, Европы, Юго-Восточной Азии. Прибыль от продаваемой в нашей стране косметики получают Китай, Франция, Испания, Индия, ОАЭ, США, Россия. Порошки, бытовая химия и зубная паста полностью зарубежные.
Как отмечалось ранее, доля отечественного производства на рынке косметики незначительная. Только 7,2% парфюмерии и косметики, 2,7% шампуней и красок для волос, 9,4% моющих средств выпускаются в Казахстане. Положительный сдвиг только по мылу и бритвенным принадлежностям — 24,9% и 39,2% соответственно.
Но говорить об исчезновении промышленности еще рано. Производство не останавливается, даже без поддержки. За три квартала прошлого года было произведено парфюмерии, косметики, бытовой химии на 17,3 миллиарда тенге.

В разрезе регионов произведено продукции:
Костанайская область — на 4,7 миллиарда тенге,
Алматинская область — на 1,2 миллиарда тенге,
Астана — на 3 миллиарда тенге,
Шымкент — на 2,7 миллиарда тенге;
Алматы — на 2,6 миллиарда тенге.
Ранее сообщалось, что ТОО «S-Agro-Borovskoe» в Костанайской области совместно с немецкой компанией Zollmann производит косметическую продукцию на основе саумала.