Аулиебастау - древнее городище и место паломничества в Жамбылской области
Более двухсот древних городищ насчитывается на территории Жамбылской области. Исторически так сложилось, что наличие различных способов ведения хозяйства - кочевого и оседлого - в междуречье Шу-Таласской долины, находящейся на территории жамбылского региона, способствовало возникновению здесь в средние века множества больших и малых городов и превращению их в пункты оживленной торговли. Об одном из таких древних городищ таразского оазиса - Аулиебастау - в материале корреспондента агентства Kazinform.

Отметим, что Жамбылская область – один из самых сакральных регионов Казахстана. Эта земля хранит множество неразгаданных тайн, еще не исследованных пещер, сакральных памятников, уникальных артефактов.
В 2016 году сразу пять исторических и сакральных объектов Жамбылской области вошли в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Среди них городища Костобе, Орнек, Актобе, Кулан и загадочный дворцовый комплекс Акыртас. До сих пор проводится изучение и реставрация этих объектов.
«Аулиебастау» - городище в Золотом кольце Тараза
Только на территории и в близлежащих окрестностях Тараза сегодня имеется порядка 3,5 тысячи памятников истории и культуры, из них 25 объектов республиканского значения и более 3,4 тысячи памятников имеют местное значение.
В средневековье, в эпоху правления династии Караханидов, Тараз стал центром большого культурно-экономического оазиса. В своеобразное Золотое кольцо Тараза входили десятки крупных и мелких городищ, селений, усадеб, крепостей, замков.
Историки в наши дни включают в Золотое кольцо Тараза около 30 известных нам городов. Среди них – Хамукат, Окхум, Туймекент, Орнек, Атлах, Жалпак-тобе, Аулиебастау и другие. В настоящее время от многих из них остались лишь занесенные песком холмы.
Городище Аулиебастау расположено в километре от районной автомобильной дороги Тараз – Жанатас, в трех км от международной трассы Западная Европа - Западный Китай, в 13 км от села Айша-биби в Жамбылском районе и 15 км от областного центра города Тараза.
Эти остатки древнего городища, датируемого VI - X веками, сегодня представляют собою расплывшиеся от безжалостного времени, степных ветров и дождей холмы, обрамляюшие территорию городища с западной и восточной стороны.

- Городище Аулиебастау входит в список многочисленных исторических достопримечательностей Жамбылской области областного значения. Некогда это был один из пунктов караванных троп Великого Шелкового пути, в числе которых был и крупный по тем временам город Тараз, - рассказывает жамбылский историк археолог Галия Алимжанова. - Удобное географическое положение, наличие водных источников и продуктов питания, которые всегда выращивали на здешних плодородных землях оазиса южного Казахстана, сделало Аулиебастау одним из важнейших пунктов на Великом Шелковом пути. И основан этот населенный пункт был как один из торговых городов, имеющих весомое политическое и экономическое значение в Западно-Тюркском каганате. Сохранившиеся развалины имеют форму насыпной площадки, западная часть имеет размеры 85 на 87 метров, восточная – 100 на 130 метров, высота насыпи городища достигает девяти метров.
В те времена на караванных путях, направлявшихся из Китая в Европу и обратно, возникали экономические и культурные связи, происходили исторические слбытия и политические столкновения.
- Исследовать этот исторический объект начали еще со второй половины XIX века, и уже тогда была определена топографическая структура городища Аулиебастау. Знаменитый российский ученый, археолог, исследователь истории Центральной Азии Василий Бартольд побывал в этих местах и оставил в своем отчете по итогам экспедиции подробнейшее описание этого городища, ставшего свидетелем многих исторических событий. Его разрушали, отстраивали, возрождали. И в конце концов набеги джунгар и деспотия захватившего южный Казахстан Кокандского ханства привели к полному опустошению городища Аулиебастау. Почему люди оставили это городище - это еще предстоит узнать нашим исследователям, - говорит жамбылский историк.
Святой родник Аулиебастау
Рядом с древним городищем находится живительный водный источник Аулие-бастау («Святой родник»). Из родниковой воды возле городища образовалось небольшое озеро.
Примечательно, что круглый год вода в роднике сохраняет постоянную температуру +16 градусов.
По сделанному в 2009 году заключению НИИ кардиологии и внутренних болезней Министерства здравоохранения РК, по лечебной значимости вода этого источника сравнима с известными лечебно-столовыми водами «Кулагер-Арасан» (Боровое) и Темирлановского месторождения (ЮКО). Жамбылская вода имеет 17 жизненно важных для здоровья минералов и микроэлементов (магний, кальций, йод, кремниевая кислота и др.). Ее употребление позволяет противостоять многим заболеваниям.

Жители окрестных сел рассказывают, что целебные качества этого родника еще в стародавние времена заметили чабаны, которые пасли овец и замечали, что если заболевшие овцы оставались на ночь на берегах этого водоема, то потом выздоравливали.
Сегодня к роднику приезжают сотни людей за здоровьем, набирают с собой флягами воду, которая лечит множество заболеваний, дает человеку жизненные силы. Люди едут даже в январе купаться на православный праздник Крещения, при любом морозе.
Много лет этот источник является местом паломничества как жамбылцев, так и жителей других городов Казахстана и соседнего Кыргызстана. Считается, что целебные свойства воде дает святой дух. Неподалёку от родника находится могила старца, и местность в целом называется Аулиебастау.
Россыпь древних городищ земли жамбылской
Древнее городище Тараз является сегодня самым крупным и уникальным историческим объектом Жамбылской области.
Городище Тараз, памятник І-ХІХ веков, вошло в перечень «Археологические памятники и средневековые городские центры» сакральных мест Жамбылской области.
Более десяти веков под толщей асфальта современного городского базара находился древний город, часть которого сегодня можно увидеть после археологических раскопок. В 2011 году в Таразе закрыли Центральный рынок, простоявший на этом месте сотни лет, и начали археологические раскопки древнего городища, возраст которого ученые-историки датируют более двух тысяч лет.
И сегодня все найденные в ходе раскопок артефакты хранятся в построенном здесь же музее «Древний Тараз». Это единственный в Казахстане и Центральной Азии музей, в котором собраны артефакты, найденные здесь же на раскопках. Музейный комплекс совмещает музей под открытым небом и собственно стационарный музей.
Сакральный комплекс Акыртас представляет собою масштабное сооружение квадратной формы, построенное из красного камня.
О времени возведения, строителях и предназначении этого объекта историки не могут договориться до сих пор. Путешествовавший в VII веке по Центральной Азии знаменитый китайский монах Сюань-Цзян уже в то время называл это сооружение "развалины красного камня...".
Исследование древнего комплекса началось в середине XIX века учеными археологами Российской Академии наук. Акыртас посещали и изучали инженер Владимир Луппорт, исследователь Дмитрий Иванов, российский и советский историк, востоковед Василий Бартольд, востоковед Петр Лерх, сотрудник АН Казахстана Героним Пацевич, журналист Амантай Айзахметов, казахстанский археолог Карл Байпаков.

Писатель, этнограф и художник Михаил Знаменский оставил рисунки и описания грандиозных руин Акыртаса, внушавших изумление масштабностью замысла и мастерством зодчих.
Тайны дворцового комплекса, живописные развалины Акыртаса притягивают своей мощной энергетикой экстрасенсов, археологов, и туристов.
По мнению ученых, местность Акыртас представляет собою зону тектонического разлома с огромными подземными пустотами, которые создают природную аномалию. Археологи утверждают, что Акыртас – это огромный древний комплекс с жилыми постройками, складскими помещениями и древним водопроводом. Пятиметровая толщина наружных каменных стен, предположительная их высота 12-15 метров, а также четырехметровый фундамент, свидетельствуют о том, что комплекс мог служить обороной от врагов. Аналогичные сооружения сейчас можно увидеть только в трех местах - в Алеппо, Дамаске и Самарии.
Городище Кулан, археологический комплекс, история которого насыщена дворцовыми интригами и знаменательными историческими событиями. Средневековый город Кулан упоминается в китайских и арабских источниках VII века
Город располагался на оживленной трассе Великого Шелкового пути. В исторических записях говорится, что город укрепленную крепость, шахристан, рабады, дворец правителя, мечеть, виноградники и ремесленные кварталы.
С этим городищем связывают дворцовый переворот, в ходе которого убили кагана Ашина Сыня в середине VIII века. Это был последний западнотюркский каган, после правления которого город захватили арабы.
По результатам проводившихся здесь с конца ХІХ века археологических раскопок известно, что оседлое поселение появилось в этих местах в первые века нашей эры.
Тот же самый путешествовавший монах Сюань-Цзян упоминает Кулан в своих «маршрутниках» под именем Цзюй-лань.
Город Кулан в древности поражал путешественников своими размерами. А в наши дни здесь проводятся археологические раскопки, начавшиеся еще в 30-е годы ХХ века. Здесь работали такие известные археологи, как Александр Бернштам и Таисия Сенигова.
В годы независимости Казахстана в ходе раскопок был точно датирован возраст городища - VI век. Помимо дворца правителя, был раскопан на территории городища Кулан и огромный храм огнепоклонников-зороастрийцев.
Археологической сенсацией стала находка четырех увенчанных коронами терракотовых голов, вмонтированных в орнаментальную вязь резных плит. Эти удивительные находки историки связывают с развитием древнего города Кулан в эпоху Тюргешского каганата.
Древний город Баласагун, другое название – Актобе-Степнинское - раскинулся по живописным берегам реки Аксу, стекающей с ледников Джунгарского Алатау.
На территории городища нашли фрагменты дворцового комплекса и жилых построек. Первым описание загадочных руин, полностью состоящих из жженного кирпича, оставил еще в XIX веке российский ученый путешественник, историк, востоковед Василий Бартольд. В советское время, с 40-х по 80-е годы прошлого столетия, памятник исследовали такие ученые, как Героним Пацевич, Петр Кожемяко, археологи Уахит Шалекенов и Кемаль Акишев. Обнаружилось, что культурный слой городища Баласагун имеет толщину более девяти метров и датируется VI – XIII веками. Сегодня здесь идут новые исследования и реставрационные работы.
Древний город Орнек находится рядом с одноименным селом по берегам рек Шыбынды и Алтын-су. В середине 80-годов здесь проводили исследования казахстанские археологи во главе с Карлом Байпаковым, который высказал предположение, что Орнек может быть средневековым городом Кульшубом, о котором говорится в трудах арабских географов IX века. Кульшубом владели крупные карлукские землевладельцы, это была ставка одного из феодалов того времени. Вокруг этой ставки и возник город.
Археологи нашли на территории раскопок место, где предположительно в X веке располагалась мечеть. Первая на территории современного Казахстана мечеть, датируемая VII веком, находится в Таразе.
Ученые утверждают, что Орнек был хорошо укрепленным городом с довольно развитой инфраструктурой, ремесленничеством, культурой.
Храм зороастрийцев, резную терракоту, погребальные наусы – эти уникальные артефакты нашли в городище Костобе, находящемся на правобережье реки Талас, на востоке от села Сарыкемер Байзакского района Жамбылской области.
По утверждению историков, это одно из самых больших во всей Таласской местности городищ.
В исторических хрониках говорится, что город Джамукат, старинное название городища Костобе, был основан в VI веке купцами из Бухары. В 1938 году городище исследовал советский археолог и востоковед Александр Бернштам. В ходе раскопок экспедицией были найдены монеты и керамические изделия периода VІ-ХІІ веков. В середине 80-х годов ученые создали примерную карту городища, из которой ясно, что рядом с центральной частью города находилась сельская округа.
Дворец Костобе строился с VI по X века. Стены его сложены из сырцового кирпича и пахсовых блоков («пахса» - битая глина, которую использовали в строительстве на территории в Средней Азии). Внутренние помещения дворца украшены элементами из гипса, покрыты росписью.
В найденных здесь некрополях обнаружены захоронения в так называемых - наусах, это погребальное сооружение из глины, кирпича или камня.
В числе открытий этого городища – уникальное святилище, стены которого некогда были украшены богатейшей резной терракотой, а также «храм огня» - святилище зороастрицев- огнепоклонников. Ведь Тараз и его города-сателлиты были поликонфессиональными и многонациональными.
В древности, помимо города Тараза, на юге Жамбылской области существовала масса городов. Археологические раскопки, проводимые на их территории, показывают высокий уровень городской культуры того времени. В наши дни в регионе растет число туристических объектов, разрабатываются новые туристические маршруты.

Жамбылская область является одним из самых интересных и привлекательных регионов страны с большим количеством древних памятников и потенциалом для развития туризма. Это озера Балхаш и Биликуль, ущелья Коксай и Макпал, заповедные места Аксу-Жабаглы, Меркенское нагорье, поймы рек Талас и Шу, экзотика Жуалов, древние святыни Тектурмас и Акыртас, древние мавзолеи Айша-биби, Бабаджа-хатун и Карахан. Привлекают туристов живописные урочища Карасай, Тамдысай и Бота-Майнак с петроглифами, а также наскальные изображения урочища Маймак в Жуалынском районе.
В числе популярных достопримечательностей и городище Атлах, место крупнейшего сражения между арабами и китайцами, а также другие городища, рассыпанные вокруг Тараза.