Треть выпускников казахстанских колледжей работает не по специальности
Согласно выборочному анкетированию Бюро национальной статистики АСПиР РК, более пятой части молодых специалистов трудоустроено не по специальности: для ТиПО – 29%, для высшего образования – 17%, передает агентство Kazinform.

Как отмечает Гулназ Касимова, главный эксперт Отдела мониторинга общественного мнения КИСИ при Президенте РК, казахстанский рынок труда сталкивается с двойственным вызовом: с одной стороны, ощущается нехватка квалифицированных специалистов в сфере инженерии, IT и точных наук, с другой – переизбыток выпускников гуманитарных специальностей, не находящих применения своим знаниям.
По данным статистики на 2024 год, численность населения страны достигла 20,03 млн человек, из которых доля несовершеннолетних детей составила 34%. Демографические факторы создают как новые возможности, так и вызовы для экономики и рынка труда.
Прогнозы показывают, что ежегодный приток новых работников на рынок труда приведет к увеличению численности молодежной рабочей силы до 6 млн человек к 2030 году. Однако глобальные тренды в сфере занятости остаются неоднозначными: автоматизация, цифровизация и изменение структуры экономики формируют спрос на гибкие, креативные и технологические компетенции.
В 2023/2024 учебном году выпустились 157 106 студентов, из которых 37,7% приходится на образование, и только 17,1% – на инженерные, обрабатывающие и строительные специальности.
Одним из ключевых факторов кризиса занятости является несоответствие системы образования требованиям рынка. Несмотря на значительные государственные инвестиции в высшее образование и ежегодное выделение тысяч образовательных грантов, реальный коэффициент трудоустройства по специальности остается низким.
- Выпускники вузов и ТиПО все чаще уходят в сферу услуг или занимают позиции, не требующие высшего образования. И мы видим, как подобные тенденции способствуют развитию прекариата – социальной группы, характеризующейся нестабильной занятостью и заработной платы, а также отсутствием социальных гарантий, - отмечает Гулназ Касимова.
Ключевым элементом решения проблемы, по мнению эксперта, должна стать эффективная профориентация на уровне школьного образования. Однако в настоящее время в школах различных регионов страны профориентационная работа проводится без единого системного подхода. В условиях разнородности учащиеся чаще испытывают недостаток инструментов для осознанного выбора профессии и ориентируются скорее на престижность диплома, чем на реальные перспективы трудоустройства. В результате многие молодые люди оказываются в профессиях, которые не соответствуют их навыкам и интересам, что ведет к неудовлетворенности работой и высокой текучести кадров.
Для исправления сложившейся ситуации необходимы системные меры. Важную роль могут сыграть подготовка специалистов-профориентологов, использование цифровых платформ профориентации, например, как edunavigator.kz, позволяющих школьникам проходить тестирование на профессиональные склонности, изучать востребованные профессии и адаптировать образовательные траектории к реальным запросам экономики.
Кроме того, в рамках Года рабочих профессий запланирована модернизация системы ТиПО, которая подразумевает не только увеличение бюджета, но и развитие прикладных навыков, расширение возможностей для стажировки и развитие дуального обучения в сотрудничестве с работодателями.
- Все эти меры продиктованы реальной необходимостью, так как без глубоких реформ дисбаланс на рынке труда будет усиливаться, приводя к росту социального неравенства, - резюмировала Гулназ Касимова.