Калым и пышный той: как меняются взгляды казахстанцев на традиции
Социологи определили, насколько современные казахстанские семьи придерживаются традиционных установок и национальных обычаев, связанных с семейным укладом, передает агентство Kazinform со ссылкой на ranking.kz.
Лишь 55,3% респондентов исследования считают, что соблюдение национальных обычаев и традиций является обязательным условием для того, чтобы считать семью благополучной.
Вот какие ответы были получены исследователями от казахскоязычной аудитории об отношении к отдельным национальным традициям.
Более 70% респондентов отметили, что положительно или скорее положительно относятся к обычаю выкупа невесты (72,1%) и обязанности родителей готовить достойное приданое перед замужеством дочери (78,6%).
Сразу 75,9% опрошенных поддерживают традицию наделять правом выбора имени первенца родителей мужа.
Более 77% респондентов считают правильным, что один из сыновей (чаще младший) должен проживать вместе с родителями. Далее мы более подробно остановимся на этом.
Результаты исследования Казахстанского института общественного развития (КИОР) показывают, как меняется отношение общества к отдельным традициям и обычаям.
Например, лишь чуть более половины опрошенных положительно относятся к давнему обычаю отдавать на воспитание родителям мужа первенца молодой пары. Ещё 42,3% респондентов считают это неправильным по разным причинам.
Начинает меняться и мнение общества о пышных тоях, которые не соответствуют финансовому положению семьи. Сейчас к обязанности закатить пир на весь мир в кредит положительно относятся лишь 35,7% опрошенных. Более 60% респондентов против такого расточительства, если семья не может безболезненно закрыть большой счёт.
Далеко не каждый обычай правильно интерпретируется. Мнение казахстанского общества о традиции кражи невесты с целью её принуждения к вступлению в брак с похитителем имеет уже отрицательный перевес. 71,1% респондентов не поддерживают такое поведение со стороны мужчин. Однако в то же время 26,2% опрошенных относятся к такому способу создания семьи положительно или скорее положительно.
Нужно отметить: искажённое понимание старинного обычая, когда влюблённые договаривались о краже невесты, в настоящее время нередко оборачивается похищением девушки без её согласия и переходит в плоскость уголовного расследования.
Примечательно, что в разных регионах доли поддерживающих тот или иной обычай или традицию могут очень сильно отличаться. Это связано с культурными и этническими различиями.
Например, в Мангистауской области 67,5% респондентов считают, что кража невесты и принудительное замужество — это нормально, в то время как в Восточно-Казахстанской области 97,1% опрошенных относятся к такому явлению отрицательно или скорее отрицательно.
В ВКО также наблюдается один из самых скромных показателей (2,9%) доли респондентов, которые поддерживают желание проводить пышные застолья, даже если у семьи нет на это средств. В Туркестанской и Кызылординской областях таких людей намного больше: 50,7% и 53,3% соответственно.
Как и раньше, продолжает иметь весомое значение обычай совместного проживания родителей с семьёй сына. Практически во всех областях, кроме Павлодарской, доля респондентов, поддерживающих этот национальный обычай, превышает 50%. Особенно высокие показатели по этому вопросу наблюдаются на юге страны.
В аналитическом докладе «Особенности межпоколенческого взаимодействия в казахстанских семьях» специалисты пишут, что по частоте упоминания основных причин совместного проживания нескольких поколений в одном жилище на первое место респонденты ставят фактор традиций, и лишь на второе — невозможность приобретения молодой семьёй отдельного дома, квартиры.
Вместе с тем в глубинных интервью эксперты в области семейной политики склоняются к мысли, что главным фактором совместного проживания молодых с родителями всё же является отсутствие финансовой автономии новой семьи. Лишь на третьем месте в списке значимых причин находится помощь в воспитании внуков.