Врачи опровергли обвинения в попытке сэкономить на препаратах для ВИЧ-инфицированных в Шымкенте
Поводом для расследования послужили жалобы от родителей пациентов, которые, по их словам, почувствовали побочные эффекты после привычных препаратов, передает корреспондент агентства Kazinform.
Пациентов интересует, насколько безопасно изменение схемы антиретровирусной терапии, если возникает необходимость в замене препаратов. Председатель благотворительного общественного фонда «Защита детей от СПИДа» Жаннета Жазыкбаева отмечает, что согласно регламенту, все побочные эффекты должны быть зафиксированы и сообщены. Ранее, когда препараты заменялись, дети до совершеннолетия находились в центре «Мать и дитя», а по достижении 18 лет переводились в центр СПИД, где начинали принимать лекарства в домашних условиях без медицинского вмешательства. Однако в некоторых случаях информация до взрослых не всегда доходила.
— Примером является случай с молодым человеком, которому сейчас около 25 лет. Он почувствовал общую слабость и, так как его работа связана с опасными инструментами, едва не порезался из-за усталости. Коллега вовремя помог ему. Когда его мать заметила ухудшение состояния, он рассказал, что после замены препарата почувствовал себя хуже: у него появилась слабость, бессонница, он засыпал только к утру. На работе он пребывал в полусонном состоянии с общим недомоганием. Мать обратилась к нам в ноябре. Я попросила ее прислать фото, какие препараты он принимает. Ранее он пил препарат «Трувада», но его заменили. Я позвонила главному врачу центра СПИД, и препарат вновь вернули, — рассказала Жазыкбаева.
Подобные симптомы наблюдались у других ВИЧ-инфицированных.
— Я начала выяснять, были ли нарушения в режиме приема препаратов и не возникла ли резистентность из-за мутаций вируса. Пациенты утверждали, что они строго соблюдают режим, принимают лекарства вовремя. Замена антиретровирусной терапии на генерические препараты произошла в Туркестанской области. Некоторые студенты учатся в Алматы, Астане, Шымкенте. Дети не всегда успевают сообщать родителям о своем состоянии. Это связано с интенсивным ритмом их жизни — учебой и ежедневной суетой. Но общую слабость они ощущают, и когда начинают разговаривать с родителями, оказывается, что прошло уже 2 месяца или больше, — говорит Жазыкбаева.
В управлении здравоохранения выступили с официальным комментарием:
— Закуп и лекарственное обеспечение пациентов проводится по международным непатентованным названиям, без разделения на оригинальные препараты и их аналоги (дженерики). Не соответствует действительности и тот факт, что 120 пациентам брендовые препараты уже заменили на дженерики. Пациенты, принимающие антиретровирусную терапию брендовыми препаратами, все еще продолжают лечение лекарственными средствами, поставленными в 2024 году. При условии прекращения поставок оригинальных препаратов «Тивикай» и «Триумек», пациентам рекомендована замена на другие оригинальные препараты «Резолста» и «Одефсей».
Никто не пытается «сэкономить на детях», подчеркнули в ведомстве. Например, предлагаемый взамен «Резолста» препарат «Тивикай» дороже его предельной цены на 73%, а «Одефсей» дороже «Триумек» на 86%. Кроме того, обвинения о высокой токсичности и побочных эффектах генерических препаратов необоснованны, так как не выявлено случаев обращения пациентов с жалобами на побочные действия антиретровирусных препаратов.
— Все антиретровирусные препараты (и оригинальные, и дженерики), закупаемые СК-Фармацией, имеют преквалификацию ВОЗ, что гарантирует их качество и безопасность. Клиническим протоколом диагностики и лечения ВИЧ-инфекции (№ 180 от 17.03.2023г), рекомендовано предпочтительное проведение антиретровирусной терапии комбинированными препаратами в фиксированных дозировках с однократным ежедневным приемом, — сообщили в управлении здравоохранения.
В связи с этим пациентам, принимающим лечение отдельными препаратами «Тивикай» и «Комплера», было предложено перейти на комбинированный оригинальный препарат «Триумек», вместо двух таблеток — одна, с аналогичным составом, что не является заменой схемы лечения. А каждая замена схемы лечения пациентов, проводится с информированного и письменного согласия пациента.
В общественном фонде тем временем задаются вопросом, почему информация о замене препаратов не была сообщена заранее, чтобы избежать общественного резонанса.
В конце января в Шымкент и Туркестанскую область приехала заведующая отделением клинического мониторинга Казахского научного центра дерматологии и инфекционных заболеваний Сайранкуль Касымбекова, чтобы попытаться разъяснить ситуацию.
— Когда приехала Сайранкуль Касымбекова, и начали поступать сигналы от родителей и детей, что их приглашают в центр СПИД для замены препаратов, ситуация прояснилась. Она сама сказала, что около 120 детей уже прошли замену схемы лечения. Когда мы стали выяснять, почему заменяют брендовые препараты, нам сказали, что у компании GlaxoSmithKline (прим. — британская фармацевтическая компания) заканчивается патент. В связи с этим, они не могут предоставить взрослую дозировку, только для детей. Она сказала, что мы не заменяем препараты на генерические, а заменяем их на «Одефсей» и «Ризолста» — препараты из Соединенных Штатов Америки. Поставка этих препаратов начнется с августа. Препараты «Тивикай» будут оставаться до 1 апреля, а вот после 1 апреля и до 1 августа, неясно, какие препараты будут использовать дети. Она сказала, что этот вопрос сейчас решается.
Даже если препараты меняются, должен быть консилиум, и на основании этого изменения должны фиксироваться в карточке. Здесь произошла большая халатность: СПИД центр не провел разъяснительную работу на должном уровне, без участия родителей брали расписки у детей и давали генерические препараты. Это произошло после того, как мы подняли шум. Тогда они поняли позицию и теперь утверждают, что генерики они не дают, а только бренды, — отмечает Жазыкбаева.
Благодаря брендовым препаратам у детей сохраняется высокая устойчивость. Их иммунитет укрепился, они учатся, создают семьи, рожают детей.
Отметим, в 2006 году в Южно-Казахстанской области был выявлен очаг внутрибольничной ВИЧ-инфекции. Более 200 детей заразились в результате использования нестерильных медицинских инструментов и привлечения сомнительных доноров. Ранее мы рассказывали, что по прошествии времени у них родилось 22 здоровых ребенка.