В каких случаях применяется специальный сигнал на патрульных машинах
Полиция Павлодарской области намерена увеличить количество мобильных комплексов и камер, контролирующих движение автотранспорта, чтобы усилить безопасность на дорогах. Об этом сообщил начальник управления региональной местной полицейской службы Куаныш Мустафинов в интервью агентству Kazinform.
— В последнее время водители наблюдают увеличение количества патрульных машин с установленными мобильными комплексами. Из чего рождается эта потребность? Чтобы удвоить штрафы и увеличить бюджет, или наказать нарушителей?
— Количество патрульных машин по Павлодарской области, оснащенных мобильными комплексами и регистраторами, на сегодняшний день достигло 20. Половина из них — «Кибер Шериф» и другие системы «Ekin Patrol». Все системы задействованы на автодорогах республиканского, областного и районного значения в целях предупреждения возможных дорожно-транспортных происшествий. Также некоторые участвуют в обеспечении общественного порядка и безопасности дорожного движения в областном центре. Бортовые аппаратно-программные комплексы «Кибер-шериф» и «Ekin Patrol» могут осуществлять фото-видеофиксацию и панорамную видеозапись на 360 градусов. В частности, распознавание государственных регистрационных номеров, автоматическая проверка технических средств по поисковым базам и информирование инспекторов. Самый последний, используя географические информационные системы, определяет скорость автомобилей.
— Если патрульные машины не включат специальные световые сигналы при наведении порядка на дорогах (улицах), будут ли сотрудники полиции считаться нарушителями закона?
— По инструкции несения патрульно-постовой службы, инспектор полиции при непосредственном патрулировании автодороги придерживается общих правил дорожного движения. В случае получения вызова или уведомления о дорожно-транспортном происшествии для получения приоритета в дорожном движении необходимо включить световой маяк синего и красного цвета, специальный звуковой сигнал. В дневное время специальный сигнал применяется только в случае непосредственного выявления нарушений правил дорожного движения. Если световой сигнал патрульного автомобиля не включен при съемке момента нарушения правил дорожного движения, это не считается правонарушением, потому что правонарушение определяется автоматической программной системой.
— Как насчет ночного времени?
— В приказе министра внутренних дел РК от 15 февраля 2023 года № 164 «Об утверждении Инструкции по несению сотрудниками полиции патрульной постовой службы» указано, что в темное время суток патрулирование осуществляется с применением постоянного светового сигнала. К сотрудникам полиции, нарушившим данный приказ, применяются меры в соответствии со статьями 57, 58 Закона РК О правоохранительной службе.
— Сколько нарушений в области зафиксировали мобильные комплексы в прошлом году?
— В 2024 году на территории Павлодарской области с помощью мобильных комплексов вынесено более 35 тысяч предписаний и наложено штрафов на общую сумму более 488 млн тенге. Большая часть нарушений — превышение скорости.
— В регионе предусмотрена установка камер, подобных системе «Сергек»? Когда это будет реализовано?
— В этом году планируется установить системы регистрации нарушений в городах Павлодар, Экибастуз и Аксу, а также на автодорогах республиканского значения. Это прежде всего вопрос компетенции местных исполнительных властей. В области по этому вопросу принят специальный проект, предусмотрены средства. Надеемся, если будут установлены новые системы, то будет порядок на дороге и уменьшатся дорожно-транспортные происшествия.
— Какие обстоятельства чаще всего вызывают увеличение количества дорожно-транспортных происшествий?
— Выезды водителей на встречную полосу, превышение скорости и не уступать дорогу пешеходам часто приводят к трагедиям. С начала года количество дорожно-транспортных происшествий в нашей области увеличилось на 57%. Из них увеличилось число погибших, а доля пострадавших увеличилась на 62 процента. На автодорогах выявлено около 26 тысяч водителей, нарушивших скоростной режим. Превышение скорости — одно из самых распространенных нарушений на дорогах региона. К примеру, недавно по автодороге Астана-Павлодар автомобиль Haval dargo разогнался со скоростью 207 километров в час. Водитель оштрафован на сумму 157 280 тенге. В другом случае был отштрафован автомобиль Range Rover. Он ехал со скоростью 237 километров в час. Любая экстремальная скорость представляет серьезную опасность для участников дорожного движения. Все они не останутся безнаказанными. Штрафы лучше рассматривать не как административную меру, применяемую за нарушение правил дорожного движения, а как дисциплинарный инструмент, напоминающий о важности соблюдения правил, уважительного отношения к жизни и здоровью участников движения.