Трактористы-машинисты широкого профиля, или кадры для новой экономики
К 2029 году Казахстан намерен привлечь дополнительно 150 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций. Данные средства необходимы в том числе и для инфраструктурных проектов, эффективная реализация которых во многом будет зависеть от квалифицированных рабочих кадров. Только они могут вдохнуть жизнь в амбициозные планы Казахстана. Неслучайно Глава государства в Послании поручил провести реформу профессионального образования и объявил 2025 год - Годом рабочих профессий.
Аналитический обозреватель Kazinform побеседовал с советником президента некоммерческого акционерного общества «Talap», ветераном профтехобразования Кадырбеком Борибековым на тему подготовки кадров для новой экономики.
- Кадырбек Козыбайулы, Президент Касым-Жомарт Токаев, выступая на Совете иностранных инвесторов, отметил, что Казахстан ищет зарубежных партнеров для развития технического и профессионального образования в Казахстане. Насколько важно это для нашей страны?
- Призыв прозвучал в унисон с Посланием, в котором Президент поставил перед Правительством конкретную задачу по реформированию системы профтехобразования, и объявлением 2025 года - Годом рабочих профессий. Думаю, все это даст определенный импульс для поиска новых подходов в системе подготовки современных рабочих кадров.
План реформирования системы профтехобразования, который будет разработан на долгосрочный период, в обязательном порядке должен учесть международный передовой опыт и возможность привлечения инвесторов в эту сферу. В области высшего образования такие примеры имеются. Открываются совместные с зарубежными партнерами институты, факультеты. А вот в системе профтехобразования подобной практики не было.
Были отдельные инициативные проекты, которые осуществлялись за счет казахстанских средств. Это, например, подготовка кадров в нефтегазовой сфере. В рамках этого проекта в г. Атырау был построен колледж, образовательные программы которого были разработаны с участием экспертов в соответствии с подходами канадского Технологического института Южной Альберты.
Реализованы проекты технической помощи, осуществляемые при помощи немецких партнеров в целях внедрения дуального обучения по ряду специальностей. В частности, по подготовке кадров для банковской системы, в сфере гостинично-ресторанного дела, в области переработки сельскохозяйственной продукции в Акмолинской области. А вот по другим направлениям подготовки кадров у нас, к сожалению, таких проектов не было.
Добавлю, что еще одна важная инициатива касалась внедрения независимой системы сертификации и квалификации в системе профтехобразования по примеру Южной Кореи. Она была реализована в рамках экспериментального проекта в целях обеспечения качества профессиональной подготовки, так как на тот момент у нас в Казахстане не было соответствующей законодательной и нормативно-правовой базы.
В прошлом году был принят Закон РК «О профессиональных квалификациях», в котором заложена правовая база полноценного внедрения национальной системы квалификаций, предусмотренной Трудовым Кодексом РК. В соответствии с ним создаются нормативно правовые механизмы контроля за качеством подготовки выпускников колледжей, соответствия их навыков профессиональным стандартам, разрабатываемым работодателями.
В качестве экспертов по оценке профессиональной подготовленности выпускников колледжей выступают специалисты производства.
Необходимость привлечения иностранных инвесторов в сегодняшних условиях - это один из новых и совершенно необходимых подходов в обеспечении качества подготовки квалифицированных рабочих кадров и поэтому должен быть учтен разработчиками комплексного плана по реформированию ТиПО Казахстана.
- А как у нас обстоит дело с профессиональной ориентацией молодежи? Очевидно, что эту работу нужно проводить со школьной скамьи...
- Профориентационную работу мы в некоторой степени пустили на самотек, полагая, что профориентация является частью стандартов общего среднего образования. Поэтому Министерством просвещения был возвращен прежний формат уроков труда. Учащимся начальных классов нужно активнее рассказывать о значимости рабочих профессий, о людях труда, об их важнейшей роли в жизни страны. Ведь это именно они, а не управленцы, создают национальные блага. Если не будет высококвалифицированных специалистов, никакая самая продуманная экономическая стратегия не будет претворена в жизнь. Внедрение новых технологий упирается в наличие грамотных высококвалифицированных рабочих кадров.
Для того, чтобы учитывать и решать эти вопросы при Министерстве просвещения действует рабочая группа, в которую вовлечены специалисты из отраслевых ведомств, производственники, эксперты.
- Уроки труда, это, безусловно, важно. В прошлом учеников школ не только учили работать руками, но и водили на производства. Они могли видеть, как работают заводы, пощупать руками произведенную продукцию. А сейчас существует подобная практика?
- Важна не только теория, но и практика. Это основа профориентационной работы. Но в ней, конечно, должно принимать участие, кроме Министерства просвещения, и Министерство труда и социальной защиты населения. Специалистам районных центров занятости совместно с работодателями нужно активнее заниматься профпросвещением, профориентацией и профагитацией. Проводить встречи, в том числе с учащимися школ. Этот вопрос, я думаю, в планах Года рабочих профессий и реформирования системы профтехобразования, будет обязательно отражен.
- Кстати, армия тоже может стать кузницей квалифицированных кадров. Вопрос освоения солдатами срочной службы рабочих специальностей, рассматривается Министерством обороны.
- В ряде государств в системе профтехобразования имеются специальные направления для подготовки молодежи призывного возраста по техническим специальностям. Я думаю, нет смысла Министерству обороны создавать какие-то новые учебные центры для обучения призывников и солдат срочной службы. Достаточно в каждом регионе определить базовые колледжи, где призывников будут обучать на краткосрочных курсах различным техническим навыкам, которые нужны и в армии, и гражданской жизни. Молодые ребята, обладающие определенными техническими навыками, легче адаптируются к военной службе. Трактористы-машинисты широкого профиля, автомеханики и другие завтра могут спокойно сесть за руль модернизированной самоходной техники и танков. А студенты отделения робототехники - это готовые специалисты по управлению и ремонту дронов. Именно выпускники профессионально-технических колледжей являются потенциальными призывниками для ежегодного пополнения и укрепления обороноспособности страны. Этому вопросу необходимо уделять особое внимание.
- Какие кадры нужны отечественной экономике сегодня?
- Мы видим ежеквартально как государственный комитет по статистике и соответствующие департаменты Министерства труда и социальной защиты, объявляют о потребности в кадрах. Вы, наверное, тоже читаете, видите, о ком идет речь. Нам нужны сегодня хорошие специалисты в области сервиса - повара, водители, специалисты в области IT-технологий и так далее. В то же время 25 процентов имеющихся вакантных мест на производствах не требуют специальной квалификации. Это говорит о текущем уровне развития нашей экономики. Но мы с вами знаем, по поручению Президента во всех областях нашей страны активно ведется работа по разработке и реализации инвестиционных проектов. Именно для них в скором времени потребуются специалисты более высокой квалификации.
- Как выстраивается обратная связь у производственников и системы профтехобразования?
- Государственный заказ на местах формируется исходя из потребностей предприятий того или иного региона. В его формировании участвуют региональное управление занятости, управление предпринимательства, местные предприятия, региональная палата предпринимателей "Атамекен". Поэтому обратная связь имеется, и она закреплена договорами на подготовку кадров между колледжами и предприятиями. Последние три года за счет республиканского бюджета начата реализация целевой подготовки кадров для отдельных предприятий. Насколько она эффективна, показывает статистика: по данным Министерства просвещения уровень трудоустройства выпускников находится в пределах до 80% ежегодно. Это очень хороший показатель. При этом надо учесть, что часть выпускников уходит в армию, поскольку именно такие призывники больше всего нужны нашим вооруженным силам.
В целом, в системе профтехобразования работает 772 колледжа, в них обучается более 560 тыс. человек. Государственный заказ из года в год увеличивается. В текущем году принято более 140 тыс. студентов за счет госзаказа. Подготовка рабочих кадров и специалистов среднего звена осуществляется за счет местных бюджетов, но и республиканский бюджет выделяет финансирование на увеличение госзаказа и целевую подготовку. По моему мнению, объем государственного заказа достаточный. Однако необходимо укреплять и материально-техническую базу учебных заведений.
- Это, наверное, очень дорого? Почему так важно обеспечить колледжи современным оборудованием?
- В системе профтехобразования почти 60 процентов учебного времени - это производственная часть, обучение в мастерских по отработке первоначальных навыков, прохождение профессиональной практики на производстве. Многие думают, достаточно обеспечить теорию, а все остальное, включая профподготовку, даст работодатель, если учебное заведение - колледж произведет оплату (какую-то символическую сумму) за каждого практиканта. Это не так. Производственные линии, оборудование и станки становятся все сложнее – один неверный шаг, одна ошибка рабочего, и можно поломать весь производственный процесс, сломать дорогостоящую технику. А это большие убытки. Поэтому работодатель-инвестор хочет получить полноценного квалифицированного специалиста. Для этого в каждом учебном заведении должно быть соответствующее производственное оборудование. Поэтому инвестиционные проекты должны сопровождаться подготовкой и обеспечением квалифицированными кадрами. В мировой практике имеются различные варианты решения кадрового вопроса из числа местного населения.
- То есть сами инвесторы, которые заходят в Казахстан, должны быть кровно заинтересованы в том, чтобы их проекты были обеспечены квалифицированной рабочей силой?
- Да, правильно. Я же сказал, выступление Президента на Совете иностранных инвесторов - это в первую очередь поручение для исполнения и подсказка разработчикам плана реформирования системы профтехобразования. Я думаю, разработчики изучат зарубежный опыт сотрудничества с инвесторами в этом контексте и обязательно учтут все эти моменты.