Регистрация, защита, патенты: что меняется в сфере интеллектуальной собственности
В Казахстане планируется масштабная реформа в сфере интеллектуальной собственности. Разработан законопроект, который усилит защиту авторских и патентных прав, а также ускорит процедуры регистрации. Депутат Мажилиса, руководитель рабочей группы Нурсултан Байтилесов рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту Kazinform о предлагаемых новшествах.
23 апреля 2025 года депутаты Мажилиса Парламента РК на пленарном заседании рассмотрят в первом чтении проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам интеллектуальной собственности», разработанный во исполнение Послания Главы государства народу Казахстана «Экономический курс Справедливого Казахстана» от 1 сентября 2023 года.
Законопроектом предусматриваются дополнительные правовые инструменты по обеспечению охраны и защиты прав интеллектуальной собственности, созданию благоприятных условий для развития данной отрасли, привлечению инвестиций и развитию креативной экономики.
— Расскажите, чем вызвана необходимость законопроекта, в чём его новизна?
— В настоящее время мы все являемся свидетелями стремительного развития цифровых технологий. Если раньше книги мы читали на бумаге, а музыку слушали на пластинках и кассетах, то сегодня для этих целей используются различные мобильные приложения.
В этой связи в рамках законопроекта в целях защиты прав авторов закрепляется право автора:
- на получение вознаграждения за ретрансляцию его произведений;
- на увеличение срока подачи возражения против регистрации обозначения в качестве товарного знака. Данное уточнение соответствует международным конвенциям (Римской конвенции).
Также группой депутатов инициированы поправки по внедрению цифровой платформы для обеспечения прозрачности и справедливого получения вознаграждения авторами. Отмечу, что права вещательных организаций регулируются в рамках гражданско-правовых договоров, заключаемых между вещательной организацией и пользователем (операторы кабельного, спутникового вещания и др.). Создание отдельного органа не потребуется. Это гражданские правоотношения, которые регулируются между правообладателем и пользователем. Государство в эти взаимоотношения не вмешивается.
Кроме того, в целях усиления защиты прав владельцев товарных знаков или заинтересованных лиц предлагается увеличить сроки направления возражений на обозначения, заявленные на регистрацию в качестве товарного знака до 2-х месяцев. Сейчас срок подачи возражения составляет 1 месяц, в течение которого заинтересованные лица, в том числе иностранные лица, не успевают подать возражения.
— Следующий блок поправок направлен на совершенствование процедур по регистрации авторских прав. Предлагается введение ускоренной регистрации товарных знаков по заявкам услугополучателей. Какой ожидается эффект от сокращения сроков?
— Введение ускоренной процедуры обусловлено запросами бизнеса, в первую очередь тех компаний, которые работают в условиях высокой конкуренции и стремятся оперативно выводить продукцию на рынок. Это актуально как для субъектов малого и среднего предпринимательства, так и для крупных производителей.
Предлагается ввести альтернативную ускоренную процедуру регистрации товарного знака, при которой срок рассмотрения заявки составит не более трёх месяцев. В настоящее время регистрация осуществляется в среднем за семь месяцев. Таким образом, ускоренная регистрация рассматривается не как замена, а как дополнительная услуга, выбор которой остаётся за заявителем.
Сокращение сроков регистрации товарных знаков в целом будет оказывать положительное влияние на инвестиционную и деловую привлекательности национальной системы охраны интеллектуальной собственности.
— В чём заключается новизна идеи о специализации патентных поверенных? Какие преимущества это даст участникам системы?
— Для обеспечения качества услуг патентных поверенных предлагается разграничение их деятельности в отношении средств индивидуализации (товарные знаки) и объектов патентования (изобретения, полезные модели). Данные предложения предусматривают аттестацию патентных поверенных и осуществление их дальнейшей деятельности в отношении тех объектов, по которым они обладают соответствующей компетенцией. Разграничение деятельности патентных поверенных даст узких, но компетентных в своем направлении специалистов.
Если взять международный опыт, то в некоторых странах, таких как США, Канада и Великобритания, существует разделение между патентными поверенными и поверенными по товарным знакам. В этих странах патентные поверенные специализируются на представлении и защите изобретений, инноваций и патентов, в то время как поверенные по товарным знакам работают в области регистрации, защиты и управления товарными знаками и брендами. Это разделение позволяет специалистам сосредоточиться на конкретных аспектах прав интеллектуальной собственности предоставить более качественное и специализированные услуги клиентам.
— Как будет реализована возможность отказа в выдаче патента уже на стадии формальной экспертизы? Это упростит процедуру или усложнит её для заявителя?
— В Патентный закон вносятся поправки относительно прекращения делопроизводства на стадии проведения формальной экспертизы. Если в ходе проведения формальной экспертизы будет установлено, что заявленное предложение относится к числу решений, не признаваемых в качестве изобретения, принимается решение об отказе в выдаче патента, о чем заявитель будет уведомляться в течение пяти рабочих дней.
Например, на практике существуют случаи, когда заявителями подаются заявки на изобретения, которые очевидным образом не могут признаваться в качестве изобретений. Так, согласно Патентному закону для признания изобретения необходимы три критерия: изобретательский уровень, мировая новизна и промышленная применимость. Однако заявителями могут подаваться заявки на научные теории, математические методы, проекты и схемы сооружений, которые однозначно не могут признаваться в качестве изобретений. Учитывая, что делопроизводство по заявке в среднем занимает 18 месяцев, а также требуется оплата для проведения экспертизы по существу (в сумме 66 тысяч тенге для юр.лиц и 25 тысяч тенге для физ.лиц), полагаем, что дальнейшее делопроизводство нецелесообразно и невыгодно для заявителя. На наш взгляд, это упростит процедуру для заявителя, поскольку ему не придется ждать срока окончания экспертизы по существу и не придется дополнительно платить деньги за ее проведение.
— Еще один блок поправок предлагаемого Законопроекта направлен на защиту граждан с ограниченными возможностями. Расскажите, как в законе реализовано положение Марракешского соглашения? Предусмотрены ли чёткие критерии, при которых разрешается использование произведений без согласия автора?
— Национальное законодательство уже предусматривает ограничения и исключения прав авторов (воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения).
При этом, Марракешский договор об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям, предусматривает другие исключения и ограничения прав авторов и иных правообладателей. В этой связи в рамках законопроекта по вопросам интеллектуальной собственности предусмотрены поправки в части разрешения без согласия автора и без выплаты вознаграждения осуществлять без извлечения прибыли распространение, публичное исполнение и доведение до всеобщего сведения произведений рельефно-точеным шрифтом или другом доступном формате для людей с ограничениями по зрению.