Новый закон в Ираке: возраст вступления в брак сокращен до 15 лет
Иракский парламент принял во вторник несколько спорных законов, включая поправки к закону о личном статусе, которые, по словам критиков, фактически легализуют детские браки, передает собственный корреспондент агентства Kazinform.
21 января пресс-служба иракского парламента опубликовала заявление, в котором подтверждается, что иракские законодатели одобрили три спорных закона: о реституции имущества, о личном статусе и о всеобщей амнистии.
Поправки в закон Ирака о личном статусе 1959 года, принятые несмотря на противодействие активистов и правозащитных групп, установили минимальный возраст для вступления в брак на уровне 15 лет, лишили женщин права развода и наследования, а также предоставили религиозным властям больший контроль над семейными делами.
Закон о личном статусе, который регулирует вопросы брака, развода, опеки над детьми и наследования для мусульман в Ираке, считался одним из самых прогрессивных на Ближнем Востоке на момент его принятия в 1959 году, и он по-прежнему является таковым сегодня, считает Сара Санбар, исследователь по Ираку в Human Rights Watch.
— В 9 лет девочка должна быть в начальной школе. Она недостаточно взрослая, чтобы водить машину, голосовать или работать, но, по мнению некоторых иракских законодателей, она достаточно взрослая, чтобы носить свадебное платье, — отмечает Санбар.
В настоящее время иракский закон устанавливает минимальный возраст для вступления в брак в большинстве случаев на уровне 18 лет. Изменения, принятые во вторник, позволят священнослужителям править в соответствии с их интерпретацией исламского права.
Сторонники изменений — в первую очередь консервативные шиитские законодатели — защищают их как способ привести закон в соответствие с исламскими принципами и уменьшить западное влияние на иракскую культуру.
Что изменилось в законе о личном статусе?
Принятие законопроекта началось в августе 2024 года с предложений, которые позволили бы девочкам в возрасте 9 лет выходить замуж. Общественный гнев и осуждение активистов и политиков заставили шиитских парламентариев, главных сторонников поправок, пересмотреть возраст вступления в брак.
В итоге в январе 2025 года они предложили возраст 15 лет как допустимый для бракосочетания. При этом брак в возрасте 14 лет будет разрешен после одобрения суда, сообщает The National News.
Одобренные поправки предусматривают, что у священнослужителей и юристов будет 4 месяца на разработку правил, специфичных для их общины.
В свою очередь их оппоненты — суннитские политические партии будут придерживаться закона, устанавливающего возраст вступления в брак в 18 лет.
Последствия для женщин и семей: взгляд правозащитников
По данным ООН на 2024 год, около 28% женщин в Ираке выходят замуж до совершеннолетия. До принятия закона религиозные лидеры могли регистрировать брак с девочками с разрешения отца. В то же время такой брак не считался официальным, и девушке, например, могли отказать в приеме в роддом. Правозащитники еще до утверждения поправок отмечали, что легализация детских браков значительно повысит для девочек риски физического и сексуального насилия.
В октябре Amnesty International предупредила, что поправки могут лишить женщин и девочек защиты в отношении развода и наследования.
Поправки позволяют парам, подписывающим брачный контракт, выбирать, будут ли применяться положения Закона о личном статусе 1959 года или положения джафаритской исламской школы юриспруденции, которой следуют многие шиитские религиозные авторитеты в Ираке.
Таким образом конфессия, а не гражданство, будет определять, какие права предоставляются иракцам в их личной жизни, что фактически установит отдельные правовые режимы для разных конфессий.
Как отмечает Middle East Eye, новый закон потребует от мусульманской пары при заключении брачного контракта выбрать суннитскую или шиитскую конфессию.
Активисты движения за права женщин и гражданские права предупреждают о влиянии этого законодательства на женщин и семьи.
— Предлагаемые поправки возвращают нас на столетия назад — иракский Закон о личном статусе является одним из лучших законов в регионе, — заявил ранее изданию Инас Джаббар, член «Коалиции 188».
«Коалиция 188» — это группа НПО, политиков и активистов, выступающих против внесения поправок в Закон о личном статусе, также известный как Закон № 188. В прошлом году группа начала протесты против изменений.
Политические компромиссы
Как отмечает The National News, чтобы заручиться поддержкой суннитских и курдских политических партий, авторы законопроекта — шиитские депутаты — выдвинули его в составе пакета вместе с двумя другими спорными законопроектами: о всеобщей амнистии и о реституции имущества.
Первый рассматривается как выгодный для задержанных суннитов, поскольку дает отсрочку лицам, вовлеченным в коррупцию и хищения. Второй — направлен на решение территориальных претензий и разрешает возвращение конфискованных земель курдским и туркменским владельцам в спорных районах.
Три закона были приняты в одном пакете, а политические партии согласились избегать любой блокировки.
Нарушение процедур
Заседание парламента закончилось обвинениями в процессуальных нарушениях.
По сообщениям иракского агентства Shafaq, несколько законодателей выразили свое неодобрение по поводу процесса голосования по трем спорным законопроектам.
Как сообщает агентство со ссылкой на источник в иракском парламенте, некоторые депутаты устроили акции протеста во время сессии, а некоторые даже поднялись на парламентскую трибуну, при этом половина депутатов, присутствовавших на сессии, воздержались от голосования, в результате чего законный кворум был нарушен.
— Это серьезное нарушение, допущенное Палатой представителей, поскольку они голосовали по трем законам одновременно, — заявил депутат Мустафа Санад.
После голосования политики, выступавшие против поправок или принятия трех законов одним пакетом, начали кампанию по сбору подписей за отставку спикера парламента Махмуда аль-Машхадани.
Независимый депутат Саад Аль-Туби заявил, что более 50 депутатов подписали петицию с требованием отстранения аль-Машхадани. Он сообщил информационному агентству Shafaq, что число депутатов, проголосовавших за законы, не достигло необходимого кворума, однако руководство парламента поспешно объявило об их одобрении.
В свою очередь спикер парламента в своем заявлении высоко оценил принятие законов как «важный шаг в процессе укрепления правосудия и организации повседневной жизни граждан». Он подчеркнул, что законы, принятые во вторник, были одобрены шиитской, суннитской и курдской общинами.
Ранее мы писали о том, что в Афганистане женщинам запретили разговаривать между собой.