Новый курс ВКО: как изменятся инфраструктура и экологическая безопасность
Об итогах работы, планах на будущее и приоритетных проектах рассказал заместитель акима ВКО Бакытжан Байахметов, передает агентство Kazinform со ссылкой на областной информационный центр.
— Одна из проблем региона — дороги. Что предпринимается в Восточно Казахстане для модернизации дорожной сети и развития транспортной инфраструктуры?
— Восточно-Казахстанская область играет ключевую роль в транспортной логистике, поскольку она расположена между Россией и Китаем. В последнее время активно развиваются инфраструктурные проекты, направленные на укрепление этой роли.
Одним из ярких достижений стало введение в эксплуатацию Бухтарминского моста, который был построен по поручению Президента Касым-Жомарта Токаева. Это важный объект для региона, который значительно улучшит логистику. Кроме того, началась стройка новых аэропортов в Катон-Карагае и Зайсане. Эти проекты не только развивают туристический потенциал региона, но и усиливают его транспортную инфраструктуру.
— Как развиваются эти проекты?
— 28 марта министр транспорта Марат Карабаев в рамках рабочей поездки официально запустил строительство новых объектов, включая аэропорты. Все работы ведутся по утвержденной проектно-сметной документации с привлечением опытных подрядчиков, а финансирование поступает от РГП «Казаэронавигация».
Кроме того, в регионе активно продолжаются работы по модернизации дорог. Например, завершается строительство важной автомобильной дороги Калбатау — Майкапчагай, проводится реконструкция объездной дороги вокруг Осиновского перевала и модернизация контрольно-пропускного пункта «Майкапчагай».
— Какие еще дорожные проекты планируются?
— Для улучшения доступа к озеру Маркаколь планируется капитальный ремонт дороги Маркаколь — Урунхайка и улучшение инфраструктуры на Австрийской дороге, протяженностью 120 км. Также продолжаются ремонтные работы на дорогах, ведущих в Риддер, Шемонаиху и в сторону Семея в области Абай.
Всего в прошлом году, который был объявлен Годом дорог, было отремонтировано рекордное количество дорог — 710 км. В этом году планируется привести в порядок еще 870 км дорог. Это включает как республиканские, так и местные дороги.
— Что еще в области транспортной инфраструктуры ожидается?
— В дополнение к дорожным проектам, рассматривается создание таможенных складов вблизи пунктов пропуска «Майкапчагай» и «Уба», что будет способствовать улучшению внешней торговли. Мы также планируем возобновить речные перевозки, что укрепит экономические связи с соседними странами. Также в рамках частных инвестиций рассматривается строительство подвесной канатной дороги в Усть-Каменогорске, а также на горнолыжных курортах региона. Это повысит привлекательность региона для туристов и улучшит транспортное сообщение.
— А что вы можете сказать про развитие общественного транспорта в области?
— В прошлом году был обновлен автопарк общественного транспорта: было приобретено 77 автобусов и 26 микроавтобусов. В этом году планируется закупка еще 40 единиц техники, что улучшит качество перевозок для жителей региона.
Хочу подчеркнуть, что все эти проекты направлены на то, чтобы Восточно-Казахстанская область перестала быть «тупиковой» и стала ключевым логистическим и инфраструктурным центром Казахстана. Мы уверены, что эти преобразования существенно улучшат транспортную доступность и дадут мощный импульс для дальнейшего экономического роста региона.
— Безусловно, проблема переполненного мусорного полигона в Усть-Каменогорске остается одной из самых актуальных на сегодня. Жителей города волнует его негативное влияние на экологическую обстановку. Что предпринимается для решения этой проблемы?
— Полигон твердых бытовых отходов в районе Шмелёв Лог существует с 1957 года. На сегодняшний день здесь накоплено свыше 7 миллионов тонн отходов. С 1997 года объект официально обслуживает ТОО «Оскеменспецкоммунтранс», он работает по разрешению на выбросы, выданному департаментом экологии области.
Однако действующее законодательство требует более высоких экологических стандартов. Сейчас лимиты на захоронение сокращены в несколько раз: если раньше ежегодно принималось до 70 тысяч тонн отходов, то к 2025 году объем не должен превышать 11,4 тысячи тонн.
Чтобы снизить нагрузку, сейчас пересматриваются нормативы размещения отходов, обсуждаются возможные варианты модернизации полигона или внедрения новых подходов к переработке мусора. Мы ведем консультации с надзорными органами и рассматриваем современные экологически безопасные решения.
— Планируется ли строительство нового полигона? Если да, на каком этапе этот процесс?
— Да, действующий полигон исчерпал свои возможности и подлежит рекультивации. Сейчас мы ведем активный поиск нового земельного участка под строительство современного полигона.
Есть четкие требования: участок должен быть удален от жилья не менее чем на 1 км, расположен от аэропорта не ближе 13 км, 500 метров — от водоемов и с глубиной грунтовых вод не менее 20 метров.
Параллельно идет работа по выбору технологии переработки отходов. Только после утверждения экологически и технически приемлемого решения будет выбрано конкретное место и определены сроки начала строительства.
— Как известно, особое внимание в области уделяют состоянию Риддерской ТЭЦ. Какова ситуация на предприятии?
— На Риддерской ТЭЦ за последние два года произошли существенные изменения. Уровень износа оборудования удалось снизить с 74,5% до 45,7%, а тепловых сетей — с 82% до 66,8%. Это стало возможным благодаря масштабной модернизации. Проведен капитальный ремонт 6 котлов и 3 турбин, заменено 19 км сетей.
В 2024 году при поддержке Правительства была запланирована и проведена масштабная работа: были отремонтированы два котла, заменено почти 13 км сетей и модернизирована система топливоподачи с усилением сейсмозащиты. Это значительно повысит стабильность и надежность теплоснабжения в зимний период.