Новый банк развития БРИКС сможет помогать должникам на других условиях, чем МВФ
Новый банк развития БРИКС со штаб-квартирой в Шанхае и пулом условных валютных резервов объединения с совокупным объемом средств в размере $ 200 млрд c принятием в группу БРИКС Саудовской Аравии может значительно увеличить свой капитал. Об этом в своем анализе пишет Институт внешнеполитических исследований при Министерстве иностранных дел РК, передает агентство Kazinform.
По состоянию на конец 2023 года по линии Нового банка развития (НБР) одобрено более 90 проектов на общую сумму $ 32,3 млрд. После открытия в 2018 году Африканского регионального центра НБР в ЮАР, в 2019, 2020 и 2022 гг. аналогичные структуры учреждены в Бразилии, России и Индии. В 2021 году новыми членами Банка официально стали Бангладеш и ОАЭ, в 2023 году — Египет. По завершении внутригосударственных процедур членство в Банке оформит Уругвай. C принятием в группу БРИКС Саудовской Аравии банк может увеличить свой капитал. Таким образом, в распоряжении организации появятся альтернативные финансовые источники для национальных проектов развития, а также возможность оказывать помощь должникам на условиях, отличающихся от МВФ.
Несмотря на то, что на страны БРИКС приходится 37% мирового ВВП, их суммарные голоса в МВФ составляют только 15%, что вызывает критику участников объединения, которые полагают, что международные финансовые институты руководствуются устаревшими критериями, навязанными государствами Запада в период «холодной войны».
Об эволюции БРИКС
C 1 января этого года объединение БРИКС увеличилось в два раза — с пяти до десяти участников, приняв в свои ряды Египет, Иран, ОАЭ, Саудовскую Аравию и Эфиопию. Заявленное в прошлом году вступление Аргентины не состоялось из-за позиции нового руководства страны. Для организации это явилось негативным в имиджевом плане событием, которое, однако, не оказало существенного влияния на её дальнейшую эволюцию. В результате расширения БРИКС становится более весомым игроком в мировой политике и укрепляет позиции среди государств Глобального юга, чему во многом способствует совокупный экономический потенциал стран объединения. После присоединения новых участников на страны БРИКС приходится 47% населения мира, около 37% мирового ВВП, а также 80% всей добычи нефти, что делает его исключительно важным игроком на энергетическом рынке.
Каждый из новых членов, преследуя свои национальные интересы, вносит дополнительный вклад в дальнейшее развитие БРИКС:
- Саудовская Аравия. Учитывая роль королевства в нефтяной индустрии и лидерство в ОПЕК+, присоединение к БРИКС может увеличить влияние объединения на нефтяном рынке. Предполагается дальнейшее развитие транспортного коридора Север-Юг, который может представлять альтернативу маршрутам через Средиземное море.
- Египет. Присоединение Каира к БРИКС имеет важное значение для укрепления сотрудничества с развивающимися экономиками и расширения отношений с Новым банком развития, членом которого он является с 2023 года.
- Иран. Тегеран, благодаря вступлению в БРИКС, планирует снизить санкционное давление США, укрепить сотрудничество с Китаем и другими членами группы. По мнению иранской стороны, участие в объединении будет способствовать нормализации отношений Ирана с арабскими странами, такими как Саудовская Аравия, ОАЭ и Египет, при посредничестве Пекина. Это может дать новый импульс всему комплексу экономического сотрудничества в рамках объединения.
- ОАЭ. Руководство Эмиратов рассматривает присоединение к БРИКС в качестве успеха внешней политики государства, что будет способствовать укреплению позиций ОАЭ как надежного партнера, связывающего Север с Югом и Восток с Западом.
- Эфиопия. Путем вступления в БРИКС Аддис-Абеба рассчитывает укрепить свой политический и экономический потенциал. Одновременно страна намерена внести вклад в укрепление международного мира и прогресса, взаимодействуя с другими участниками объединения.
На повестке дня стоит вопрос о последующем расширении объединения. В числе потенциальных кандидатов называется около 20 государств, включая Алжир, Беларусь, Боливию, Венесуэлу, Вьетнам, Индонезию, Казахстан, Кубу, Таиланд.
Кроме того, свое желание о присоединении к БРИКС выразили еще около 30 государств, представляющих различные регионы мира, среди которых Ангола, Малайзия, Никарагуа, Сербия, Сомали, Таджикистан, Тунис, Турция, Узбекистан, Уругвай, Чили, Филиппины и др.
Одним из объединяющих факторов является стремление к построению нового миропорядка при преобладающем учете интересов Глобального юга. Опираясь на растущий потенциал, участники объединения ставят задачу по реформированию существующей системы международных отношений в направлении большей многополярности. При этом в качестве одного из главных полюсов предлагается сама группа БРИКС.
На реализацию этих задач направлено председательство в объединении в 2024 году Российской Федерации, которое проходит под девизом «Укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности».
Новая валюта & единая платежная система
На экономическом треке важным направлением работы является комплексная реализация Стратегии экономического партнерства БРИКС до 2025 года и Плана действий по инновационному сотрудничеству на 2021–2024 гг. В рамках Стратегии экономического партнерства продолжена работа по трем основным блокам: внутренняя и внешняя торговля, инвестиции и финансы, цифровая экономика и устойчивое развитие. Мероприятия инновационного Плана призваны активизировать взаимодействие сети центров стран БРИКС в области трансфера технологий, сформировать прямую кооперацию между участниками инновационной цепочки, а также обеспечить устойчивое развитие сотрудничества в соответствии с новым технологическим укладом.
Серьезный акцент сделан на повышении роли государств БРИКС в международной валютно-финансовой системе, развитие межбанковской кооперации, содействие трансформации системы международных расчетов и расширение использования национальных валют государств БРИКС во взаимной торговле.
Главные задачи, которые ставят участники Нового банка развития в финансовой сфере, это создание собственной валюты в рамках БРИКС, упрощение торговли, финансирование проектов стран-участниц союза и снижение зависимости от доллара и евро в международных расчетах. Предполагается, что на первых этапах новая валюта могла бы играть роль расчетной единицы для проведения финансовых операций в национальных денежных единицах и конвертации без участия доллара. В долгосрочной перспективе она могла бы стать средством расчетов и даже получить статус резервной валюты не только для стран БРИКС, но и для других государств.
Вместе с тем, следует иметь в виду, что только 6% торгового оборота стран БРИКС приходится на внутреннюю торговлю. Это снижает актуальность вопроса о новой валюте, которая, по оценкам экспертов, может появиться не раньше 2050 года.
Более реальной на сегодня представляется разработка единой платежной системы BRICS Pay, которая будет работать на территории пяти государств и объединит национальные платежные системы стран-участниц.
Ранее международный обозреватель агентства Kazinform изучил «распределение сил» в международной организации БРИКС, а также постарался найти ответ на вопрос, является ли он де-факто аналогом НАТО.