Мошенники-намазханы, религиозная школа, «тогызат», хитрость Кулибаева – выступления депутатов Парламента на прошедшей сессии
Депутаты Парламента РК VIII созыва завершили вторую сессию и находятся на каникулах. Корреспондент агентства Kazinform собрал самые яркие высказывания представителей законодательного органа на прошедшей сессии, которые запомнились казахстанцам.
Ринат Заитов — статистика мошенников и верующих
— Я вам скажу один факт: 80% мошеннических действий в Казахстане совершают намазханы. Пойдите на любой рынок, там люди обманывают, произнося имя Аллаха, — сказал он в интервью на YouTube-канале сайта «Адырна».
Конечно, это суждение депутата очень задело чувства верующих. Некоторые требовали, чтобы депутат подтвердил свои слова официальными фактами, другие начали подливать масла в огонь, искажая высказывание. Затем Р. Заитов в беседе на еще одном YouTube-канале пожаловался, что его нашумевшее заявление распространилось в искаженном виде.
— Некоторые требуют официальную статистику. Ее можно запросить. В следственных органах составляют характеристики. Можно спросить у них. Это имеющийся факт. Большинство тех, кто совершает мошенничества, такие как создание финансовых пирамид, прикрываются религией. Вообще, дело не в том, что я сказал, а почему это было так распространено. В действительности такие данные есть. Я не оправдываюсь, 80% — это значит, что 8 из 10 происшествий, которые я видел, то есть, 8 из 10 совершивших мошенничество — намазханы, — сказал депутат.
Это Р. Заитов сказал не с трибуны Мажилиса, а в интервью.
У него есть и резонансные заявления, сделанные в зале Мажилиса. Пользователи социальных сетей несколько дней обсуждали его предложение «сделать минимальную зарплату 300 тысяч тенге». Депутаты рассматривали проект бюджета на 2024–2026 годы. Р. Заитов, недовольный расчетами Министерства финансов по доходам и расходам казахстанских семей, сказал, что «минимальная зарплата должна быть 300 тысяч тенге», на что и обратила внимание общественность.
Это свое предложение депутат объяснил журналистам.
— Пусть Министерство (Министерство труда и социальной защиты населения — прим. ред.) посчитает точно, сколько она составит. На мой взгляд, минимальная зарплата должна быть 300 тысяч тенге. Знаете ли вы, сколько получают в виде премий в течение года руководители национальных компаний и их заместители? Сотни миллионов. Почему это не регулируется? Поэтому я был вынужден сделать такое заявление, — сказал мажилисмен.
Следует отметить, что с 1 января 2025 года размер минимальной зарплаты в Казахстане вырос с 70 тысяч тенге до 85 тысяч тенге.
Жигули Дайрабаев: Мы уничтожили 1 500 сел
Депутат Ж. Дайрабаев, который в прошлом году был озабочен уголовными делами своих сыновей, в этом году попытался доказать, что беспокоится за положение сел в своем выступлении с трибуны Мажилиса.
На Правительственном часе в апреле он возмутился тем, что в докладе министра промышленности и строительства Каната Шарлапаева не было ни одного слова о сельском хозяйстве.
— Вы 20 минут выступали с докладом, час отвечали. И в ходе ваших разговоров, а также вопросов вы не сказали ни слова о состоянии сельского хозяйства. Сейчас же хочу сказать министру, а также другим представителям правительства: если мы не будем представлять Казахстан аграрным государством, то у него не будет будущего. Сейчас вы говорите, что здесь построите завод, здесь будет машиностроение - это все пустые слова! Вопрос в этом же, уважаемые граждане. 20 миллионов ждут пропитания сейчас, министры сидят, чиновники, все население нуждается в пропитании, у меня душа болит от этого, ни слова не услышал. Это же сумасшествие сейчас, состояние в поселках неважное. Осталось только 695 поселков, деревень, сказали, что нужна оптимизация, нужны денежные средства, в первую очередь вопрос в этом, господин Шарлапаев. Президент дал поручение увеличить производство на 2,5 процента в сельском хозяйстве. Как мы будем увеличивать производство, работая лопатами? Как мы будем работать, осуществлять это? — задался вопросом Ж. Дайрабаев.
Депутат, в советское время несколько лет бывшый председателем колхоза, также с сожалением говорил о том, что в то время такой вседозволенности не допускалось.
— Это же ужас! Правительство по всей стране объявляет о своем решении, а вы его не выполняете. Вы выставляете в негативном свете перед населением Главу государства. Если не справлятесь, то нужно сказать, что «не можем исполнить», — сказал Ж. Дайрабаев.
Бакытжан Базарбек: След Кулибаева на границе
Если некоторые депутаты ограничиваются темами, которые доступны для населения, удобны для раздувания в социальных сетях, то Б. Базарбек, можно сказать, занимается рискованными вопросами. Вице-министр торговли и интеграции Кайрат Торебаев на пленарном заседании Мажилиса в мае понял, что от этого мажилисмена не отделаться дежурными ответами. Речь идет о документе, подписанном в ходе визита Президента Кыргызстана Садыра Жапарова в Казахстан.
Согласно договоренности, достигнутой во время того визита, Правительство Казахстана и Кабинет министров Кыргызстана должны были подписать Соглашение о строительстве индустриального торгово-логистического комплекса на территории автопропускного пунктов «Карасу-Актилек». Во время обсуждения законопроекта о ратификации Соглашения Б. Базарбек раскрыл хитрый ход разработчиков этого документа.
— Кайрат Калмухаметулы, этот вопрос вызвал спор в нашем Комитете. Вы хорошо знаете мой вопрос. В начале и в конце этого проекта земля была оформлена на компанию Тимура Кулибаева ТОО «Кипрос». Об этом я сказал на заседании комитета. По первоначальному проекту на компанию Join Technologies было оформлено 36 гектаров земли. А учредителем Join Technologies является ТОО «Кипрос». После шума вы его поменяли. Я рад этому. Но, согласно действующему документу, изменившаяся ситуация выглядит следующим образом: теперь на ТОО «Кордай Даму» оформлено 36 гектаров земли. ТОО «Трейдинг Холдинг» является учредителем ТОО «Кордай Даму». Его учредителем является ТОО Mercury Property. Его учредителем является ТОО «Кипрос», а учредителем «Кипроса» — Аскар Алтай Тимурович (старший сын Тимура и Динары Кулибаевых). Вначале вы сказали: «Все будет по-другому. Мы изменимся, придут другие люди, инвесторы». Но бывший инвестор остался прежним. То, что я сказал, не пустословие. Данные взяты с сайта eGov. Если по Соглашению в этот проект вложит деньги Тимур Кулибаев, как может завтра прийти другой инвестор? Есть ли другие инвесторы, кроме Тимура Кулибаева? — спросил депутат.
Не удовлетворившись ответом, мажилисмен конкретизировал свой вопрос.
— Если я, в качестве члена конкурсной комиссии, завтра скажу: «Пусть компания Тимура Кулибаев «Кипрос» не будет инвестором, пусть будет другая компания», конкурсная комиссия примет такое решение? — уточнил Б.Базарбек.
К.Торебаев ответил, что Министерство не может давать никаких указаний конкурсной комиссии.
— Упомянутая вами компания помогла обсудить и подготовить основные вопросы этого проекта. Сейчас вы сидите в конкурсной комиссии. Вопрос, который вы упомянули о выборе этого инвестора, может быть решен на конкурсной комиссии. Если у вас есть сомнения, вы можете поднять этот вопрос в тендерной комиссии, — сказал министр.
Самат Мусабаев: Кто такие «мас(с)-медиа»?
Мажилисмен из Мангистауской области С. Мусабаев удивил общественность, не сумев различить смысл слов «масс» и «мас» (пьяный — в переводе с казахского — прим.ред.). Министр культуры и информации представлял депутатам несколько раз обсужденный проект Закона о масс-медиа.
Когда депутаты начали задавать вопрос, С. Мусабаев заявил: «Каков смысл слова „масс-медиа“? Мы знаем «мас адам» (пьяный человек - в переводе с казахского), а вот о «масс-медиа» впервые слышу».
Председатель Мажилиса Ерлан Кошанов дал хороший ответ на этот вопрос, просветив своего коллегу: «В словочетании «мас адам» только одна буква «с», а в слове «масс-медиа» две буквы «с».
Следует отметить, С. Мусабаев хотел внести в указанный законопроект норму, требующую, чтобы доля казахскоязычного контента в СМИ была, по меньшей мере, 80%. Но это предложение депутата и его коллеги Едиля Жанбыршина осталось без внимания и было внесено требование «60\40».
Ерлан Саиров: И у TikTok есть два конца
Депутат Е. Саиров, большинство заявлений которого начинаются со «старого Казахстана» и завершаются призывом «нет реваншизму», предложил ограничить TikTok.
По словам мажилисмена, Правительство должно принять следующие меры для того, чтобы предотвратить негативное влияние платформы TikTok на молодое поколение: ограничить весь контент, противоречащий закону; блокировать контент, отравляющий сознание детей, вовлекающий их в деструктивные течения, не формирующий у детей правильное представление об обществе; строго запретить TikTok для несовершеннолетних детей или внедрить использование только его альтернативного формата, по опыту Китая.
Сенатор Жанна Асанова скучает по советским мультфильмам
Если ее коллега в Мажилисе Е. Саиров защищает казахстанских детей от вредного влияния TikTok, то депутат Сената Ж. Асанова предлагает воспитывать подрастающее поколение с помощью старых советских мультфильмов, бывших главным инструментом советской идеологии. Депутат считает, что среди советских мультфильмов достаточно произведений, содержание которых будет воспитывать в казахстанских детях хорошие качества, приучать к труду.
— Какая у вас позиция в вопросе о возвращении на государственный экран советских мультфильмов, не потерявших актуальность? — спросила сенатор в ходе обсуждения проекта Закона о масс-медиа.
Вице-министр культуры и информации Канат Искаков ответил, что не против этого предложения.
— Я застал время, когда советские мультфильмы были еще актуальны. По моему личному мнению, содержание этих мультфильмов, действительно, соответствует таким ценностям, как труд, уважением к ближнему, любовь к Родине. Мы будем работать в этом направлении. Единственное, что я хотел бы отметить, мы не будем ретранслировать, будет перевод. Будем брать из архивов и показывать в переводе на государственный язык, и будем использовать для усиления работы в социальных сетях. Потому что в социальных сетях сидит большинство детей в возрасте от 3 до 18 лет. Поэтому будем держать на контроле вопросы перевода и дубляжа, — сказал К. Искаков.
Тем не менее, на пресс-конференции после заседания Сената вице-министр сообщил, что это личное предложение Ж. Асановой, и по этому вопросу конкретных решений не принималось.
— Здесь нет никакой инициативы, организации. Депутат задала личный вопрос. Некоторые мульфильмы, вышедшие в советскую эпоху, не содержат никаких противоречий с точки зрения человечности и этики. Поэтому есть возможность их переводить. На это не потребуется очень много денег. Мы это будем делать в рамках нашего утвержденного бюджета. Я не говорю обо всех советских мультфильмах. Будем выбирать и обсуждать все вместе, — сказал К. Искаков.
Гульдара Нурумова: Предлагаю изменить «тогызкумалак» на «тогызат»
Осенью планируется проведение в Астане V Всемирных игр кочевников. Депутат Мажилиса Г. Нурумова предложила провести состязания по казахской игре «тогызкумалак» под другим названием.
— Сегодня эта игра развита в основном казахским и киргизским народами, поэтому установлены два основных названия игры: казахское — тогызкумалак, киргизское — тогызкоргал, частично турецкое — мангала/гечюрме. Когда казахстанская сторона организует международные соревнования, игра называется «тогызкумалак», а в Кыргызстане соревнования именуются «тогизкоргал». Таким образом, одну игру тюркских народов на мировой арене называют по-разному. По мнению ученых и исследователей, эта игра имеет общетюркское название — «тогизат». Известно, что название «тогызат» игра получила в XIX веке благодаря работам этнографа Г. Загряжского. Таким образом, можно встретить названия игр каракалпакских и кыргызских стран, а это значит, что прежнее название тогызкумалака — «тогызат». Принимая во внимание эти данные, рекомендуем принять меры по формированию названия этого общетурецкого интеллектуального вида спорта с общепринятым вариантом названия «тогызат» к предстоящим V Всемирным играм кочевников, — предложила мажилисвумен.
Социальные сети приняли это предложение Г. Нурумовой с насмешками. Многие не поняли, почему депутаты думают о таких неуместных вещах, когда народ еще не опомнился после весеннего паводка.
Елнур Бейсенбаев: Закон против лудомании, лобби в стиле 90-х годов
Один из депутатов, взвешивающих каждое слово, Е. Бейсенбаев проявил особую активность при принятии Закона, регулирующего игровой бизнес и рынок азартных игр. На одном из заседаний Мажилиса, посвященном этому вопросу, депутат говорил, что часто встречал противодействие со стороны людей, богатеющих на игровом бизнесе.
— Принятию законопроекта противостояли сильные лоббистские группы, не обделенные деньгами и административным ресурсом. Они действовали даже методами 90-х годов: звали на закрытые встречи, когда это не работало, начинались информационные атаки и попытки выставить белое черным. Эти лоббисты легко и непринужденно заходили в самые высокие кабинеты и широкими шагами ходили по коридорам власти. В результате, по заключению Правительства, предложенные нами нормы в том виде не получили поддержки. Аргументы правительства о нарушении конституционных прав просто смешны. И я могу однозначно сказать, что главные лоббисты непопулярных норм в данное время находятся за пределами Казахстана и за чашкой крепкого американо, где-нибудь в центре Европы, наблюдают за нами, — сказал депутат Мажилиса.
Но позднее депутат и в интервью СМИ не назвал поименно указанных представителей «страшных» групп. Законопроект был принят Мажилисом и одобрен Сенатом.
Айгуль Куспан: Нам тоже нужна религиозная школа
Как известно, в начале учебного года начинается обсуждение вопроса о хиджабе. Такие активисты, как Талгат Рыскулбеков, пытались шантажировать государство, заявляя, что покинут Казахстан, если будут усиливаться ограничения в религиозной одежде. В этом споре приняла участие и председатель комитета Мажилиса по международным делам, обороне и безопасности Айгуль Куспан. В частности, ее ответ на вопрос представителя СМИ вместо того, чтобы снизить накал споров о религии, подлил масла в огонь.
— Наши школы мы можем назвать государственными и частными религиозными школами. В религиозных школах по государственной программе будут преподаваться все предметы, физика, математика. Дополнительно к этому было бы хорошо преподавать, как в медресе, Коран, или Библию, или Тору — религиозные предметы, и чтобы государство их наполовину финансировало. Тогда девочки, носящие кимешек, или дети, желающие изучать религию, могли бы ходить в такие школы, — сказала А.Куспан.
По ее словам, это европейская практика.
— Это есть во многих странах Европы. Потому, что я в тех странах была дипломатом, послом. Например, возьмем США. У них в государственных школах можно носить кимешек. Почему я говорила о Франции? Во Франции дети не могут ходить в школу в платках. Наши казахи в восторге и говорят: «Посмотрите на Францию, почему бы у нас не сделать как у них». Франция — католическая страна. У них доля религиозных школ составляет 50%, — сказала депутат.
Амантай Жаркынбек, Марат Башимов, Анас Баккожаев: Женщины иногда страдают из-за своего языка
В феврале в Мажилисе в ходе презентации законопроекта о противодействии семейно-бытовому насилию депутат А. Баккожаев заявил, что в семейных конфликтах нельзя обвинять только мужчин.
— Я поддерживаю предложенный законопроект. Только самый несчастный из мужчин решит поднять руку на женщину. Однако не все ссоры начинаются из-за побоев и драк. С чего начинаются конфликты? Конечно, из-за длинного языка женщины. Я прошу прощения у женщин, но есть такие факты. Казахи говорят: «Хорошая женщина — благодать, плохая женщина — ссоры», либо «Женщина, которая хороша для мужчины, хороша и для страны». К сожалению, мы все дальше уходим от казахского воспитания, — сказал А. Баккожаев.
Пользователи социальных сетей обсудили его слова и покритиковали.
А Ж. Амантай, который заявил, что если бытовой скандал начнет жена, то ее тоже на закрыть на 15 суток, и также был подвергнут критике.
— В нашем законодательстве и обществе есть понятие «провокатор». В этом контексте женщина тоже должна нести ответственность. Стоит ли держать мужчину в одиночной камере 15 суток? Если его признают виновным, я думаю, что его жену тоже следует поместить в одиночную камеру. Если мы сбалансируем семейные обязанности, то сможем контролировать многие проблемы, — сказал депутат.
Позднее он оправдывался тем, что употребил образное выражение.
Депутат-юрист М. Башимов во время обсуждения законопроекта критиковал документ за то, что в нем отдано преимущество в защиту прав женщин.
— Не только мужчины, считают эксперты, но и женщины часто провоцируют само насилие. В этом отношении очень важен опыт Германии, других стран, который эффективен и используется многими странами. Институт провокаций существует в международном праве человека, но в нашем законодательстве оно однобоко, только в защиту женщин, — сказал М.Башимов.
Нужно учесть, что все эти заявления прозвучали во время судебного процесса, который проходил онлайн, по факту убийства бывшим министром Куандыком Бишимбаевым своей гражданской жены. По этому делу был вынесен приговор, К.Бишимбаев был осужден на 24 года.
Позже прошел апелляционный суд по указанному приговору, но приговор остался без изменений. Закон о противодействии бытовому насилию в народе был прозван «закон Салтанат». Документ подписан Президентом.