Меньше месяца осталось на замену всех старых лифтов в Казахстане

Фото: Фото: Наталья Зинченко / Kazinform

Такое требование установлено в рамках ЕАЭС в соответствии с техническим регламентом «Безопасность лифтов», передает специальный корреспондент агентства Kazinform Тамерлан Тлеубаев. 

С чего все началось?

Все началось, когда на территории Казахстана, России и Беларуси начал действовать Таможенный союз (ТС), который был призван увеличить товарооборот между странами-участницами, создать общий рынок и стимулировать производство товаров. Новое интеграционное объединение регламентировало деятельность многих сфер - от пищевой промышленности до инфраструктуры железнодорожного транспорта. Тогда же был принят технический регламент «Безопасность лифтов», вступивший в силу 15 февраля 2013 года.

После образования ЕАЭС требования техрегламента, помимо изначальной тройки участников ТС Казахстана, России и Беларуси, распространились на Армению и Кыргызстан, присоединившихся к процессу евразийской интеграции. Согласно документу, до 15 февраля 2025 года необходимо произвести замену старых лифтовых подъемников, отслуживших 25-летний срок. При этом все страны-участницы ЕАЭС, кроме Казахстана, решили, что они поменяют лифты только к 2030 году. А мы не стали откладывать дело в «долгий ящик». По крайней мере так нам объяснил ситуацию президент Национальной ассоциации лифтовиков Ержан Игибаев. И здесь возникает вопрос, успеем ли мы в отведенный срок осуществить задуманное?

Фото: nalk.kz

— К сожалению, местные исполнительные органы и ОСИ не спешат решать эту проблему. Казахстан должен форсированными методами принять меры по замене старых лифтов, срок эксплуатации которых подошел к концу. Мы все должны понимать — их нормативный срок истек, и они в любой момент могут спровоцировать аварийную или критическую ситуацию, — заявил Ержан Игибаев.

Не секрет, что в Казахстане немало многоэтажных домов еще советской постройки. Во многих из них эксплуатируются лифты, которые служат нашим гражданам по 25, а то и по 30 лет. При этом темпы их замены оставляют желать лучшего. Плачевнее всего ситуация в регионах. По словам Ержана Игибаева, медленнее всего обновляются подъемники в Павлодарской, Актюбинской, Атырауской областях и на востоке страны. В Шымкенте в срочной замене нуждаются 36 ветхих лифтов. В Астане ситуация получше — в столице нужно обновить всего лишь 15 лифтов.

Фото: Татьяна Корякина / Kazinform

Ситуацию прокомментировали в Министерстве строительства и промышленности. По словам руководителя управления развития жилищного фонда Комитета по делам строительства и ЖКХ Кызгалдак Медетовой в Казахстане насчитывается около 35 тысяч лифтов, и каждый седьмой из них требует замены.

— За счет средств местного бюджета с 2019 года произведена замена около 2 тысяч лифтов. При этом, замены требуют почти 5,5 тысячи лифтов. Но даже эта цифра не отражает реального положения дел, реального количества лифтов, которые действуют с советских времен. Эта проблематика есть и остается актуальной, — подчеркнула Кызгалдак Медетова.

Кто будет платить? 

Почти каждый, кто столкнулся с необходимостью замены старого лифта, задается вопросом: на кого ляжет это бремя? И ответ на него вполне очевиден — на плечи жильцов. Вот здесь то и возникает главная проблема, поскольку организовать жителей домов на решение даже менее затратного ремонта, требует колоссальных усилий.

Как это работает? Цена, в которую входит замена лифта, поровну распределяется между всеми собственниками. Предположим, самый дешевый подъемник стоит 13 млн тенге (это средняя стоимость по рынку), и его установили в подъезде на 40 квартир. Казахстанцы могут оплатить расходы в рассрочку. Обычно она дается на 15 лет. Путем простых расчетов получается около 2 тысяч тенге ежемесячно с одной квартиры. Цена, конечно, может варьироваться в зависимости от страны-производителя лифта и его технических характеристик.

— Чтобы заменить старый лифт на новый, жители дома должны оформить и подписать протокол общего собрания. При этом, в собрании обязаны принять участие и быть согласными на замену хотя бы 2/3 жильцов. После чего готовый документ направляется в местный исполнительный орган (в нашем случае акимат), который примет жилищная инспекция. Добавлю, что в документе должна быть указана подрядная организация. Здесь жители имеют право выбрать кого угодно, будь то частная или квазигосударственная компания. Согласно закону, акимат выделяет средства подрядчику, который проводит демонтаж устаревшего лифта и монтаж новой конструкции. На это, в среднем, потребуется около 5 месяцев. При этом первые и вторые этажи, по закону, от оплаты освобождены быть не могут — только если 2/3 жильцов согласятся избавить их от этого бремени, что увеличит финансовую нагрузку на остальных, — отметил Ержан Игибаев.

Фото: Мухтор Холдорбеков / Kazinform

При выборе лифтовой компании следует уточнить, есть ли у нее аттестат промышленной безопасности (национальный стандарт СТ-РК 3305-2018). Без этого она не имеет права работать, говорят эксперты. После установки подъемника, фирма проводит бесплатную диагностику в рамках гарантийного срока. По истечению этого срока все процедуры уже будут стоить денег. В то же время контроль качества и безопасности осуществляет специалист жилищной инспекции и дает заключение — можно запускать лифт или нет.

— Лифтовые компании должны проводить ежемесячное техобслуживание, а также ежеквартальное и ежегодное освидетельствование о состоянии подъемника. Каждый месяц чистить оборудование, содержать механизмы в надлежащем состоянии. В среднем фирмы дают гарантию от трах до пяти лет. Здесь все зависит от того, как договорятся с заказчиком, — поделился руководитель одной из столичных лифтовых компаний Дастан Халенов.

В случае, если лифт неисправен, у жильцов есть право обратиться как в подрядную организацию, так и к специалисту жилищной инспекции. Он должен провести проверку оборудования и, в случае необходимости, направить запрос в компанию.

Эксперт также добавил, что люди отдают предпочтение импортным лифтам. Чаще их везут из Китая, реже — из Беларуси. При этом, в Казахстане есть свои производители. Их три — в Акмолинской области (Косшы), Алматинской области (Талгар) и городе Алматы. По словам Д. Халенова, в основном местная продукция используется при строительстве госучреждений, но среди казахстанцев она мало известна, хотя качество ничем не отличается от иностранных аналогов.

Не всем по нраву обновление

По словам президента Национальной ассоциации лифтовиков Ержана Игибаева, сложность массовой замены лифтов зависит от способности наших граждан к самоорганизации. Начнем с того, что далеко не все жители согласны менять старый подъемник за свой счет — слишком дорого. Однако иного выхода нет.

Пусть аварии с лифтами, особенно когда есть пострадавшие, в Казахстане — редкость (за последние пять лет таких случаев было не больше 10), акиматы обязаны проводить работу с жильцами, чтобы убедить их в важности замены старых лифтов в целях их собственной безопасности.

Однако работа движется медленно и успеть до 15 февраля заменить все старые лифты в стране, к сожалению, не получится. Ранее Министерство промышленности и строительства сообщало, что в прошлом году в стране должны были заменить 224 лифта, а в 2025 — уже 300. Темпы работы говорят сами за себя. А это значит, что лифтов, отслуживших 25-летний срок и продолжающих работать, к 15 февраля будет немало.

Фото тұрғындардан

— Мы, по правде говоря, и не рассчитывали успеть в срок. Это практически невозможно. Однако такой шаг заставит двигаться местные исполнительные органы и провести массовую ревизию старых лифтов в Казахстане, — резюмировал глава Национальной ассоциации лифтовиков.

На вопрос, могут ли пролонгировать сроки по исполнению принятого техрегламентом требования, государственные органы ответа не знают. По словам руководителя управления развития жилищного фонда Министерства строительства и промышленности Кызгалдак Медетовой, такое решение принимается в рамках Евразийской экономической комиссии.

Госорганы не смогли дать ответа и на другой вопрос: будет ли приостановлена работа старых лифтов, когда истечет указанный срок? Хотя все, кого мы опрашивали в рамках подготовки этого материала, утверждали, что в этом вопросе компетенты именно жилкомиссии.

Об этом же говорит статья 10-3 Закона «О жилищных отношениях», где черным по белому прописана компетенция органов местного государственного управления по содержанию общего имущества объекта кондоминиума.

В пункте 2, подпункт 4 говорится о том, что в их компетенцию входит организация работы жилищной инспекции «по осуществлению государственного контроля и надзора… за соблюдением требований безопасной эксплуатации опасных технических устройств».