Медиа Центральной Азии: цивилизационная идентичность и точка роста
II Центрально-Азиатский медиафорум приближает страны региона к важной цели – созданию единого медиапространства, передает корреспондент агентства Kazinform.
Утолить информационный голод
Отношения стран Центральной Азии в последние годы претерпели серьезные изменения. Переломной точкой можно назвать первую консультативную встречу глав государств Центральной Азии 15 марта 2018 года. С тех пор конструктивный двусторонний и многосторонний диалог значительно активизировался по всем направлениям, включая культурно-гуманитарное измерение.
В частности, Казахстан движется к построению единого центральноазиатского пространства в медиасфере. Необходимость этой работы Глава государства Касым-Жомарт Токаев отмечал на IV Консультативной встрече глав государств Центральной Азии в Чолпон-Ата (21 июля 2022 года).
- К сожалению, до сих пор в наших СМИ ощущается острый информационный голод в части освещения жизни в странах региона. Желательно переломить эту тенденцию, - отмечал Глава государства.
Этот вопрос Президент актуализировал и на последующих консультативных встречах в Душанбе (14 сентября 2023 года) и в Астане (9 августа 2024 года).
В частности, подчеркивалась необходимость активизации взаимодействия в информационно-аналитической сфере, предлагалось начать работу по созданию совместных медиапродуктов.
– Особый акцент нужно сделать на экранизации общих исторических сюжетов, популяризации дружбы и солидарности наших народов. Мы обсуждали создание общерегионального телеканала или новостного интернет-портала. Актуальными остаются разработка и подписание соглашения о сотрудничестве в сфере телевещания в странах Центральной Азии, – отмечал Касым-Жомарт Токаев.
Эти идеи нашли поддержку и воплотились в ряд креативных проектов. Между профильными ведомствами Казахстана и Узбекистана подписан План взаимодействия до 2025 года.
Одной из институциональных площадок для активизации сотрудничества стал Центрально-Азиатский медиафорум, впервые прошедший в декабре 2022 года. Его партнером выступил Телерадиокомплекс Президента РК, имеющий давние и прочные связи со многими мировыми СМИ. В их числе около 40 ведущих медиа из России (ТАСС), Китая (CMG, Жэньминь жибао), Катара (Al Jazeera), Ирана (IRNA), Италии (Agenzia Nova), Индии (ANI), Японии (Kyodo), Южной Кореи (Yonhap) и многих других стран, включая ведущие информационные агентства Центральной Азии (УЗА – Узбекистан, КАБАР - Кыргызстан, Ховар – Таджикистан, TDH - Туркменистан).
Продуктивное взаимодействие
В эти дни в Астане проходит второй Центрально-Азиатский медиафорум. В столицу Казахстана для обсуждения актуальных вопросов прибыли более 700 делегатов из стран региона и дальнего зарубежья.
На полях форума проходили многочисленные и весьма продуктивные встречи. Советник — пресс-секретарь Президента РК Руслан Желдибай встретился с руководством китайской медиакорпорации CGTN и международной телекомпании Al Jazeera.
С китайской стороной обсуждены вопросы широкого освещения дружественных отношений и динамики развития стратегического партнерства между Казахстаном и КНР.
— Мы предложили запустить совместный телепроект для более активного культурного обмена между нашими странами, — отметил пресс-секретарь Президента РК
В ходе встречи с директором Медиаинститута Al Jazeera Иманом Аль Амри и управляющим директором телеканала Al Jazeera English Иссой Али обсуждались вопросы совместной подготовки журналистов и других профильных специалистов, а также создания документальных сериалов об истории, природе и развитии Казахстана.
Одной из ключевых тем встречи стало открытие в РК корреспондентского пункта Al Jazeera.
Команда сотрудников Телерадиокомплекса Президента, надо сказать, уже прошла обучение в медиа-институте Al Jazeera в Дохе, что стало возможным после подписания меморандума между двумя крупнейшими информационными холдингами в рамках государственного визита Главы государства в Катар в прошлом году.
Информационный ренессанс
Центрально-Азиатский медиафорум выходит далеко за рамки географии и это важно, поскольку мы говорим об информационном сотрудничестве не только внутри региона, но и далеко за его пределами.
Министр культуры и информации РК Аида Балаева, выступая в рамках форума, сообщила о том, что страны Центральной Азии рассматривают возможность запуска совместного телеканала и региональной медиаплатформы, направленных на укрепление информационного сотрудничества в регионе.
В частности, как отметила глава МКИ, казахстанские телеканалы уже вещают в Кыргызстане, Узбекистане, Азербайджане и Таджикистане. Продолжается работа по расширению паритетного присутствия медиаконтента между странами.
В этом ключе в качестве примера можно привести первый спутниковый телеканал Казахстана Silk Way, который входит в состав холдинга ТРК Президента. Телеканал охватывает четыре континента, около 120 стран и вещает на шести языках - казахском, русском, английском, узбекском, кыргызском и турецком. То есть де-факто можно сказать, что центральноазиатский канал вещания уже действует и он не замыкается на внешнем контуре границ региона, а имеет возможности рассказывать о Центральной Азии всему миру. Это, по сути, уже готовая база для сотрудничества, включающая наличие современной инфраструктуры, обширную сеть вещания и широкую языковую палитру.
Так, на телеканале запущен информационный блок по Центральной Азии, включающий в себя информационно-аналитические, а также имиджевые материалы.
Участники форума, потенциальные партнеры телеканала, обсудили аспекты взаимодействия встречаясь на полях форума. В частности, офис Телерадиокомплекса Президента посетила делегация нового азербайджанского телеканала AnewZ Global Media Channel во главе с директором Руфатом Хамзаевым.
На встрече рассмотрены перспективы развития взаимодействия в профессиональной сфере. Обсуждены вопросы обмена новостным контентом, участия азербайджанской стороны в проекте единого центральноазиатского телеканала на базе Silk Way.
Подобного рода сотрудничество видится важным по многим причинам. Как отмечал Глава государства в своей статье «Ренессанс Центральной Азии: На пути к устойчивому развитию и процветанию»: «Важной миссией становится формирование цивилизационной идентичности наших стран на основе гармонизации культурно-гуманитарных связей братских народов».
Это не только позволит оберегать нам свой духовно-культурный код в условиях геополитических разломов. Креативная индустрия, в том числе медиа, кино, музыка, дизайн, образование, сфера информационных технологий, могут стать точками роста для экономики стран Центральной Азии.