Казахстанский потребитель сможет сразу через суд наказать недобросовестных продавцов
Новый закон о защите прав потребителей будет также регулировать услуги в сфере медицины, туризма, транспорта и связи, передает корреспондент Kazinform.
Об этом сообщил заместитель председателя Комитета по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции РК Серик Кусаинов.
— С сентября 2023 года в Мажилисе Парламента РК рассматривается новая редакция законопроекта о защите прав потребителей. В нем есть значительные изменения по сравнению с действующим законом. В настоящее время потребитель должен пройти 4 этапа обжалования, чтобы защитить свои права. Это противоречит Конституции. Мы в первую очередь устранили этот пробел, — сказал он на форуме «Защита прав потребителей: диалог бизнеса, государства и общества».
По словам спикера, многоступенчатый алгоритм защиты прав потребителей будет упрощен, и граждане смогут сразу обращаться в суд. Кроме того, новый закон распространит свою юрисдикцию на сферы, которые ранее не регулировались.
— Действующий закон защищает права потребителей только в розничной торговле, электронной коммерции и при оказании бытовых услуг. Однако в сферах медицины, туризма, транспорта и связи он не обеспечивает такую защиту, так как эти области регулируются другими законами. В новом законопроекте мы устраняем этот нюанс. После его принятия наш госорган сможет защищать права потребителей по указанным видам услуг, — отметил Серик Кусаинов.
Заместитель председателя комитета подчеркнул, что новый закон не будет распространяться только на одну сферу — финансовые услуги, поскольку за нее отвечает другое ведомство — Агентство по регулированию и развитию финансового рынка.
— После принятия нового закона будет создан институт омбудсмена по защите прав потребителей, - напомнил Серик Кусаинов. - Например, в сфере бизнеса уже некоторое время действует институт бизнес-омбудсмена. Население Казахстана составляет 20 миллионов человек, и все они являются потребителями. Пока такого института нет, но он появится после принятия закона. Омбудсмен будет назначаться правительством, то есть это будет назначение на высоком уровне.
Также заместитель председателя комитета рассказал, на какие сферы услуг потребители чаще всего жаловались в прошлом году.
— В 2024 году поступило более 60 тысяч жалоб. В 2023 году их было более 50 тысяч, то есть количество жалоб увеличилось. Из них 35% касаются розничной торговли, 23% — электронной торговли, более 8% — жилищно-коммунального хозяйства, 5% — услуг связи, остальные жалобы связаны с транспортом, медициной и туристическими услугами. В прошлом году потребители самостоятельно восстановили свои права через суды на сумму более 2 миллиардов тенге. В эту сумму входят как материальные, так и моральные убытки, — добавил он.
Напомним, что с сентября 2023 года в стране рассматривается новый законопроект о защите прав потребителей. В настоящее время он находится на рассмотрении в Мажилисе. После принятия нового закона потребители смогут обращаться в суд напрямую, минуя четыре этапа подачи жалоб.
Ранее мы писали том, как работает защита прав потребителей в Казахстане.