Казахстан и Азербайджан: чем страны выгодны друг другу

Фото: Фото: Pixabay

Казахстан и Азербайджан намерены довести товарооборот до $1 млрд, при этом наша страна планирует нарастить поставки 130 видов несырьевых товаров. В каких направлениях развивается сотрудничество и каков потенциал – в материале собственного корреспондента агентства Kazinform.

Товарооборот на полмиллиарда

В прошлом году товарооборот между Казахстаном и Азербайджаном превысил $500 млн.

— Казахстан готов нарастить поставки 130 видов несырьевых товаров в Азербайджан на сумму свыше $340 млн, — сообщила пресс-служба Правительства РК.

При этом увеличить экспорт в Азербайджан планируется за счет расширения поставок зерна и увеличения терминала для его хранения в Баку. Также наша страна намерена увеличить поставки масличных культур, риса и ячменя.

Сельскохозяйственные поставки не единственное направление, которое формирует взаимную торговлю. На встрече с азербайджанской коллегой Джейхуном Байрамовым в марте в Астане заместитель Премьер-министра — министр иностранных дел РК Мурат Нуртлеу заявил, что стороны планируют усилить экономические связи и через бизнес.

Фото: Агибай Аяпбергенов / Kazinform

— В Казахстане работают больше 1,5 тысяч представителей бизнеса из Азербайджана. Активность казахстанского бизнеса в Азербайджане также растет. В стране действуют 150 казахстанских компаний. В ходе переговоров в прошлом году мы договорились эффективно использовать ресурсы созданного азербайджано-казахстанского фонда прямых инвестиций. Первым проектом данного фонда станет строительство интермодального терминала в морском торговом порту Алят в Баку, — сказал глава МИД РК.

Эффективные и безопасные транспортные коридоры

Казахстан и Азербайджан — ключевые узлы в транспортной инфраструктуре двух регионов и основные участники Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ или Средний коридор). В последние годы страны углубили транспортное сотрудничество: Астана инвестирует в свою портовую инфраструктуру вдоль Каспийского моря, а Баку расширяет свою свободную экономическую зону Алят для размещения возросшего транзитного трафика.

В 2024 году завершилась модернизация железнодорожной линии Баку-Тбилиси-Карс (БТК), увеличив ее грузопропускную способность с 1 до 5 млн тонн в год. Это важнейшее расширение Среднего коридора можно считать признаком растущей интеграции. Вместе с тем за последний год объем грузов, перевозимых по ТМТМ, значительно вырос.

— Грузоперевозки по ТМТМ через порты Казахстана и Азербайджана в 2024 году выросли на 20% — до 3,3 млн тонн. Рост контейнерных перевозок составил 76% — до 56,5 тыс. TEU. А количество контейнерных поездов, отправленных из КНР, увеличилось в 33 раза, — сообщили в марте в Международной ассоциации ТМТМ во время бакинского рабочего заседания.

В ТМТМ рассчитывают в 2025 году получить доходы от перевозок свыше $1,2 млн. А до 2030 года организация ставит перед собой цель увеличить текущие показатели по маршруту в 5-6 раз. Все эти цифры подчеркивают растущий интерес к маршруту и его значимость в международной логистике.

Фото: Midjourney

Что касается безопасности, оба государства работают над укреплением транзитной безопасности и защиты маршрута от трансграничной преступности. Среди них формирование Межрегионального института по вопросам транзитной безопасности, который отвечает за разработку стандартов и процедур для обеспечения безопасности, механизма быстрого реагирования на инциденты. Обсуждается также внедрение технологий мониторинга и слежения с использованием искусственного интеллекта.

Мост между Европейским союзом и тюркским миром

Прошедший в начале апреля в Самарканде саммит ЕС — Центральная Азия подтвердил стратегическую важность Среднего коридора, отметив его потенциал для диверсификации цепочек поставок. С помощью ТМТМ, на развитие которого планируется направить около 2 млрд евро в течение пяти лет, ЕС рассчитывает укрепить свои торговые отношения с Центральной Азией.

По мнению азербайджанского политолога Агиля Мамедова, визит президента Германии в Азербайджан, возобновление Высокого уровня экономического диалога ЕС-Турция и совместный саммит с Центральной Азией в Самарканде свидетельствуют о том, что Европейский союз предпринимает реальные шаги в направлении долгосрочного сотрудничества.

— Такая ситуация создает благоприятные условия для формирования новых форматов партнерства в географических регионах, где проживают тюркоязычные народы. Сырьевые запасы, транзитный потенциал стран Южного Кавказа и Центральной Азии, а также превращение Турции в важный транспортный хаб открывают широкие перспективы для Европы, — считает политолог.

С другой стороны, как отмечает эксперт, государства региона также считают партнерство с ЕС эффективным с точки зрения экономической модернизации, наращивания инвестиций и выхода на международные рынки. В целом в Казахстане и Азербайджане ожидают, что в предстоящие годы активность в обоих регионах еще больше возрастет и будут запущены крупномасштабные инфраструктурные и энергетические проекты.

Текущие события свидетельствуют о том, что на фоне растущего интереса к наземным перевозкам, особенно в связи с российско-украинским конфликтом и напряженной ситуацией в Красном море, спрос на грузоперевозки по Среднему коридору продолжит расти. Это приведет к увеличению экономических доходов как Казахстана, так и Азербайджана, а также усилит их геополитическое влияние на региональном и глобальном уровнях.

Диверсификация нефтяных маршрутов

Азербайджан становится все более важным партнером в стратегии Казахстана по диверсификации экспорта нефти и снижению зависимости от традиционных транзитных маршрутов. Обсуждения вокруг увеличения транзита казахстанской нефти через Азербайджан стали важными на фоне геополитических рисков, включая атаки дронов на Каспийский трубопроводный консорциум (КТК).

Фото: пресс-служба КТК

В настоящее время транзитная инфраструктура Азербайджана, включая трубопроводы Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) и Баку-Супса, представляет Казахстану альтернативный маршрут. Азербайджанские эксперты отмечают, что, если Казахстан успешно переместит большую долю своего экспорта нефти по азербайджанским маршрутам, это не только укрепит его энергетическую безопасность, но и усилит роль Азербайджана как регионального энергетического хаба. А совместная разработка нефтегазовых проектов еще больше укрепляет это стратегическое партнерство.

Объемы транспортировки казахстанской сырой нефти по БТД растут, достигнув 1,46 млн тонн в 2024 году по сравнению с 1,39 млн тонн годом ранее. Казахстан, добывший около 88 млн тонн нефти в 2024 году и экспортировавший 80% из нее по различным маршрутам, по-прежнему сильно зависит от КТК, который транспортирует нефть через Россию. Однако планы по увеличению добычи на Кашагане с 370 тысяч баррелей в сутки (б/с) до 450 тысяч б/с к 2026 году сигнализируют о срочной необходимости диверсификации вариантов экспорта.

По словам вице-президента SOCAR Эльшада Насирова, трубопровод БТД может пропускать максимум 2,2 млн тонн казахстанской нефти в год, хотя ведутся дискуссии о внедрении банка качества для управления колебаниями цен на сырую нефть.

— В 2025 году общий объем казахстанской нефти, который, как ожидается, будет транзитироваться через БТД, оценивается в 1,5–1,8 млн тонн. При этом, если будет продолжаться снижение добычи в Азербайджане, то когда-то может возникнуть ситуация, когда можно будет провозить любое количество нефти в пределах пропускной способности трубопровода, — допустил представитель SOCAR.

Долгосрочные амбиции Казахстана еще выше. В конце прошлого года экс-глава Минэнерго РК Алмасадам Саткалиев озвучил амбициозные планы Казахстана, которые предполагают возможность нарастить поставки нефти по маршруту Баку-Тбилиси-Джейхан с 1,5 млн тонн до 20 млн тонн.

Напомним, ранее в марте прошлого года в Баку «КазМунайГаз» и «SOCAR» подписали Соглашение о поэтапном увеличении объемов транзита казахстанской нефти через территорию Азербайджана — до 2,2 млн тонн в год.

— В 2024 году транзит казахстанской нефти по БТД составил 1,4 млн тонн при плане в 1,5 млн тонн. План на 2025 год по БТД остается на уровне 2024 года — 1,5 млн тонн нефти, — сообщили в Министерстве энергетики Казахстана.

Новая точка отсчета: транзит кашаганской нефти через Баку

Первая партия сырой нефти с огромного нефтяного месторождения Кашаган начала свой путь по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), что стало значительным шагом в диверсификации экспортных маршрутов страны. Нефть, полученная на азербайджанском терминале Сангачал, сегодня транспортируется по трубопроводу БТД в турецкий порт Джейхан.

Фото: kmg.kz

Это событие последовало за соглашением от 15 января между SOCAR Midstream Operations и KMG Trading, дочерней компанией КазМунайГаз о ежегодной транспортировке 240 тысяч тонн сырой нефти Кашагана через территорию Азербайджана. Хотя Казахстан отправляет нефть по трубопроводу БТД с 2023 года, это первое включение сырой нефти Кашагана, что является важной вехой в усилиях страны по снижению зависимости от других традиционных транзитных маршрутов.

— Решение Казахстана о транзите сырой нефти Кашагана по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан подчеркивает его стратегическое стремление снизить зависимость от российских транзитных маршрутов, — считает эксперт в области энергетики Лада Евграшина.

По ее словам, хотя БТД усиливает экспортную гибкость Казахстана, он остается второстепенным вариантом, а не заменой КТК.

— Долгосрочная жизнеспособность будет зависеть от модернизации инфраструктуры, качественного банка для смешивания сырой нефти и оптимизации затрат. На данный момент БТД служит страховым полисом в развивающейся энергетической стратегии Казахстана, а не доминирующим транзитным маршрутом, — отмечает эксперт.

Реализация «зеленой повестки» выходит на первый план

Еще один сектор с огромным потенциалом — это «зеленая» энергетика. Участие Казахстана в недавней 3-ей Министерской встрече в рамках консультативного совета по «зеленой» энергии в Баку подтвердила приверженность страны к углублению регионального и международного энергетического сотрудничества, развитию диверсифицированных и экологически безопасных маршрутов поставки энергоресурсов, включая компоненты «зеленой» энергетики.

Напомним, что эта инициатива стала продолжением подписанного в ноябре 2024 года трехстороннего соглашения между Казахстаном, Азербайджаном и Узбекистаном по строительству подводного высоковольтного кабеля через Каспийское море — как части «Зеленого энергетического коридора».

Серьезность этому проекту придает готовность двух азиатских финансовых гигантов — Азиатского банка развития (ADB) и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (ABII) — выделить $2 млн технической помощи на подготовку технико-экономического исследования (ТЭО).

— Эти инициативы означают больше, чем просто доступ к «зеленой» энергии. Они укрепляют региональное сотрудничество. Румыния, Венгрия и Болгария являются ключевыми игроками, а Грузия, Турция, Узбекистан, Казахстан и Азербайджан открывают новые горизонты для экспорта «зеленой» энергии, что создает большие возможности для развития инфраструктуры ветроэнергетики на Каспии, поставок оборудования, торговли энергией и финансирования проектов, — подчеркнул глава Минэнерго АР Парвиз Шахбазов, отмечая значение формирования «зеленого энергокоридора» между Центральной Азией, Южным Кавказом и Европой.

Эксперты считают, что солнечная энергия в южных регионах и ветровая энергия вблизи Каспийского моря могли бы внести значительный вклад в энергетический баланс Казахстана.

Фото: Pixabay

Стратегическая взаимозависимость 

Визит Премьер-министра Казахстана Олжаса Бектенова в Азербайджан 3 марта еще больше укрепил развивающуюся динамику казахстанско-азербайджанских отношений. В период геополитических сдвигов и экономических перекалибраций в Каспийском регионе эта встреча подчеркнула намерение обеих стран содействовать более глубокому сотрудничеству в торговле, энергетической безопасности и логистической инфраструктуре.

Одним из впечатляющих элементов этого визита является завершение формирования Цифрового торгового коридора, который оптимизирует торговые операции путем цифровой интеграции таможенных и логистических процессов. Это нововведение снижает транзакционные барьеры, создавая прецедент для упрощения региональной торговли.

Соглашение о подводной волоконно-оптической линии связи между двумя странами является еще одним примечательным событием. Помимо улучшения цифровой связи, этот проект имеет стратегические последствия для укрепления региональной кибербезопасности и расширения возможностей передачи данных между Азией и Европой.

— Визит казахстанского Премьер-министра в Баку ознаменовал прогресс в ключевых областях двустороннего сотрудничества. Результаты — от расширенных торговых и инвестиционных инициатив до диверсификации транзита нефти и модернизации логистики — подчеркивают растущую стратегическую взаимозависимость между Казахстаном и Азербайджаном, — полагает экономист Натик Джафарли.

Эксперт отметил, что успех достигнутых бакинских договоренностей будет зависеть от своевременной реализации инвестиционных проектов, стабильности региональных энергетических коридоров и устойчивой политической воли к продвижению экономической интеграции. При эффективной реализации это углубленное партнерство может послужить моделью для большей экономической связанности в Центральной Азии и на Кавказе.

Ранее мы писали, что на долю Казахстана приходится более 80% от общего объема перевозок по Среднему коридору.