Катон-Карагай: сложный путь до казахстанской Швейцарии

Фото: Фото: Айзада Агильбаева /Kazinform

Катон-Карагай называют казахстанской Швейцарией не случайно. Природа одного из самых больших национальных парков Казахстана действительно завораживает и влюбляет в себя с первого взгляда. Однако добраться туда порой бывает непросто. Какие сложности могут возникнуть в пути, расскажет корреспондент агентства Kazinform, который побывал в этой быстроразвивающейся туристической жемчужине нашей страны.

Что посмотреть

Тарбагайские долины, куда можно добратьса по Старо-Австрийской серпантинной дороге, и смотровая площадка на высоте 2400 метров, где появляется чувство, что ты прикасаешься к облакам. Оттуда открывается прекраснейший вид на Алтайские горы и Бухтарминское водохранилище. Туристов не только со всего Казахстана, но и из зарубежа привлекают знаменитые Рахмановские ключи, озеро Маркаколь, Берельские курганы, гора Белуха, водопады и горные реки.

Фото: Айзада Агильбаева /Kazinform

Путь до Катон-Карагая

Добраться до места назначения из Астаны можно тремя способами: поездом, самолетом и на автомобиле.

Известно, что в разгар летних отпусков в Казахстане найти билеты непросто, в любом направлении, в том числе и в Усть-Каменогорск (именно отсюда нужно будет добираться до Катон-Карагая). Поездом можно добраться направлением Астана — Оскемен-1. Время в пути — почти 18 часов. Время отправления — вечернее —  в 18.25. Есть так же и авиасообщение.

Фото: Айзада Агильбаева /Kazinform

Цены на билеты: сидячее место – 6216 тенге, купе – 15 022 тг, люкс – 20 791 тенге.Есть также авиасообщение (Астана - Усть-Каменогорск). Здесь выбор времени отправления больше. Цены начинаются от 10 600 тг.

Фото: Айзада Агильбаева / Kazinform

Из южной столицы можно добраться на поезде Алматы-1 – Оскемен-1, который отправляется в 13:00. Путь не короткий – 27 часов. Цены на билеты: плацкарт – 6730 тенге, купе – 9760 тенге. Также из Алматы до Усть-Каменогорска можно долететь на самолете. Рейсов в этом направлении несколько. А цены на билеты начинаются от 11 400 тенге.

Фото: Айзада Агильбаева /Kazinform

Автор статьи выбрала поездку на автомобиле. Добираться из Астаны — примерно 11-12 часов — почти 1000 км. Дорога до города Семей ровная. Однако от Семея до Усть-Каменогорска дорожное полотно начинает ухудшаться. Зато на этом участке начинаются красивые пейзажи: сосновые леса, красивые и бескрайние поля подсолнухов и разнообразных цветов.

Фото: Айзада Агильбаева /Kazinform

Расстояние от Усть-Каменогорска до Катон-Карагая — 350 км. Путешествие начинается практически сразу при выезде из города — взору путешественников открываются горы, подсолнуховые и рапсовые поля (расцветают они от середины июля до конца августа). Спустя час езды начинается серпантинная дорога — «Осиновский» перевал, путь по которому довольно опасен. В данный момент там проводят ямочные ремонты. 

В целом, проблема дорог для жителей ВКО актуальная. Особенно негодуют жители по поводу строительства дороги в обход вышеуказанного «Осиновского» перевала, так как данный проект должен был завершиться еще в 2019 году. 

Фото: Айзада Агильбаева / Kazinform

— Стоит отметить, что участок реконструкции в обход «Осиновского» перевала должен был быть завершен в 2019 году. Однако в ходе строительных работ возник вопрос оформления земель Государственного лесного фонда в земли транспорта. Ввиду затянувшихся сроков оформления земель Гослесфонда в земли транспорта и вследствие невозможности производства работ на участках Гослесфонда в 2019 году договор с подрядной организацией был обоюдно расторгнут. В 2020 году процедуры перевода земель Гослесфонда в земли транспорта завершены. При своевременном финансировании проекта все строительно-монтажные работы будут завершены в конце 2025 года согласно договора, — прокомментировали в Восточно-Казахстанском областном филиале АО «НК  „ҚазАвтоЖол“.

По их данным, в данный момент на участке автомобильной дороги республиканского значения «Усть-Каменогорск — Алтай — Улкен Нарын — Катон-Карагай — Рахмановские ключи» км 56-72, ведется строительство дороги в обход перевала «Осиновский».

Фото: Айзада Агильбаева /Kazinform

— Генеральным подрядчиком является ТОО «Kurylys Group RK», к строительным работам приступили в октябре 2023 года. В данное время ведутся буровзрывные работы, а также работы по возведению насыпи земляного полотна. Также заготавливаются железобетонные изделия для строительства моста через реку Пихтовка, — добавили в КазАвтоЖол.

В Усть-Каменогорске в рамках займовых средств планируется масштабная реализация среднего ремонта автодорог общей протяженностью 152 км, в том числе по туристическим направлениям «Усть-Каменогорск — Алтай — Улкен Нарын — Катон-Карагай — Рахмановские ключи» км — 0-45, 110-140, 151-186, 199-203, 205-207, 211-214, 366-399 (общей протяженностью 152 км).

Фото: Айзада Агильбаева /Kazinform

— В настоящее время на все участки получены положительные заключения ведомственной экспертизы, проводятся конкурсные процедуры для определения подрядных организаций. Срок реализации данных проектов 2024–2025 гг. Отметим, что общий охват среднего ремонта протяженностью 152 км является рекордным на автодорогах республиканского значения ВКО, по итогам реализации данных проектов все неудовлетворительные участки автодорог республиканского значения ВКО будут переведены в хорошее состояние, — сообщили в КазАвтоЖол.

Сервис

Еще один минус, который может повлиять на развитие туризма в регионе — это слабый придорожный сервис. На автомобильных дорогах республиканского значения в Восточно-Казахстанской области функционирует 39 объектов придорожного сервиса, сообщают официальные источники.

Фото: Айзада Агильбаева / Kazinform

Но на самом деле туристы и автомобилисты могут редко встретить придорожные кафе, где можно было бы перекусить. Да и сервис в них «хромает». К примеру, около села Тургысын — только 1 кафе. Общепиту до станадартов далеко. Но все же тут много посетителей за отсутствием других вариантов.

Так же дела обстоят с туалетами. Во-первых, их очень мало у дорог, а, во-вторых, состояние в них может отбить желание пользоваться ими.

Фото: Айзада Агильбаева /Kazinform

Дабы решить эту проблему, в самом селе Катон-Карагай установили уличный туалет. Однако жители не спешат радоваться. 

— Это, конечно, хорошо, что в селе установили общественную уборную. Потому что мы, туристы и приезжие на протяжении всего пути до Катон-Карагая не видели практически нигде приличного туалета. Просились в магазины и кафе. Но и в них не во всех они были современные. В основном, уличные и в очень плохом состоянии. Мы даже не осмелились приблизиться на несколько метров. Конечно, по сравнению с остальными туалетами, этот — намного приличнее. Однако, сложно сказать, что на него потратили несколько миллионов тенге. Видно, что из некачественных материалов сделано. Да и чистота оставляет желать лучшего, — отметила Арина Смаилова, приехавшая в Катон-Карагай на отдых с семьей.

Фото: Айзада Агильбаева /Kazinform

Туристические маршруты

Самый популярный маршрут «Оскемен — Бухтарма — Катон-Карагайский национальный парк — Берельские курганы — Рахмановские ключи». По этому маршруту можно насладиться прекрасной природой и прикоснуться к истории. Кстати, об истории. По дороге в село Катон-Карагай можно посетить дом-музей известного писателя Оралхана Бокей. Он находится в селе Шынгыстай. А дальше уже, следуя по маршруту, взору туристов открываются красоты Алтайских гор.

Фото: Айзада Агильбаева /Kazinform

Сделав остановку в райцентре Катон-Карагай, мы последовали через село Урыль в Берельские курганы. Эти знаменитые курганы известны своими древними захоронениями, датируемыми VI–III веками до нашей эры, принадлежащими к сакской культуре и известными своими уникальными мумифицированными останками, а также богатыми погребальными дарами.

После Берельских курганов путь лежит к Рахмановским ключам. Это горячие минеральные источники, расположенные в живописной горной местности. Вода из источников обладает целебными свойствами и используется для различных оздоровительных процедур.

Фото: Айзада Агильбаева / Kazinform

С каждым годом число туристов, которые желают проехать по этому маршруту, увеличивается. Однако с их ростом рождается еще одна проблема — борьба с мусором и сохранение природы в первоначальном виде.

— В 2019 году наш национальный парк посетили около 4 тысяч туристов. В прошлом году это число возросло до 8 тысяч, то есть в два раза. У нас организовано 14 туристических маршрутов. Для привлечения туристов мы благоустраиваем данные маршруты. В этом нам помогает Фонд поддежки, в котором состоят местные меценаты. Также мы планируем в ближайшее время создать еще один 15-й маршрут. В целом, наш национальный парк может принять до 20 000 туристов в сезон. В будущем будем регулировать поток туристов, если их число будет превышать данную отметку. Потому что это может негативно сказаться на сохранении природы. Самая большая проблема — это мусор, который оставляют отдыхающие. К сожалению, не у всех туристов развита культура поведения на природе. В нашем национальном парке очень много привлекательных мест. Хотелось бы сохранить их для будущего поколения, — сказал директор ГНПП Катон-Карагай Жанболат Тыныбеков.

Фото: Айзада Агильбаева / Kazinform