Как урегулировать численность сайгаков - мнение экспертов

Фото: Фото: Минэкологии и природных ресурсов

Казахстанские эксперты обсудили вопросы охраны, восстановления и рационального использования популяции сайгаков, передает корреспондент агентства Kazinform.

В последние годы численность сайгаков в Казахстане стремительно растёт. Параллельно увеличивается поголовье скота, расширяются фермерские угодья, что сокращает естественную среду обитания сайгаков и усиливает конфликт с хозяйственной деятельностью человека.

Директор ассоциации «Табиғат» Кажым Жумалиев в ходе круглого стола в Алматы отметил, что, по разным оценкам, численность сайгаков в стране достигла 4–5 миллионов. Такой рост стал результатом многолетней работы государства, учёных и охотничьих хозяйств. Однако, по мнению зоологов, оптимальной считается численность около 1,6 миллиона особей.

— При таких объемах возникает риск конфликта между дикой природой и хозяйственной деятельностью человека. Поэтому пришло время говорить о рациональном использовании этого ресурса, — считает К. Жумалиев.

Он подчеркнул, что в стране ежегодно фиксируется ущерб от браконьерства на миллиарды тенге, и вместо того, чтобы допускать утечку ресурса в теневой рынок, следует разработать легальные механизмы его использования.

— Мы видим такую модель: должна быть любительская охота, то есть должен быть установлен определённый лимит, как и для других животных — косуль, маралов. С другой стороны, должна быть промысловая охота. Сейчас численность антилопы такая, что необходимо изымать сотни тысяч голов, а любительская охота не сможет справиться с таким объёмом — это колоссальная работа, - говорит он.

К. Жумалиев также предложил создать Фонд биоразнообразия, который займётся решением вопросов, связанных с сайгаком. Он напомнил, что эту инициативу ранее выдвинул Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. По словам эксперта, особая ценность сайгаков заключается в их рогах, что делает необходимым внедрение системы идентификации с уникальной маркировкой каждого рога. Разработку такой программы уже ведет «Охотзоопром».

— Весь объем продукции от промысла должен поступать в фонд, который будет реализовывать его через международные биржи — с максимальной выгодой для общества и государства. А полученные средства направлять на научные цели, сохранение и приумножение биоразнообразия, — пояснил он.

Контроль за всей системой, по мнению эксперта, должен оставаться за государством — в частности, за специализированной структурой «Охотзоопром».

Заведующий научно-исследовательским центром Института зоологии Константин Плахов отметил, что в настоящее время от некоторых организаций поступают предложения довести численность сайгаков в Казахстане до 50 миллионов. Однако, по его словам, такие идеи нерациональны, ведь при таком количестве остро встает вопрос: чем они будут питаться?

— В научной среде существует понятие «пищевая пирамида», которое утверждает, что количество травоядных животных не должно превышать количество растительности, а хищников — их жертв. Но никто не объясняет, зачем нам такая численность сайгаков. Некоторые эксперты утверждают, что они были сакральными животными для казахов, да, это никто не отрицает, но это не мешало людям потреблять их мясо, — говорит Константин Плахов.

Фото: Еламан Турысбеков / Kazinform

Он напомнил, что в прошлом в стране действовали промысловые хозяйства и пункты забоя, а мясокомбинаты справлялись с объёмами без очередей. Однако сегодня ситуация иная: особенно в осенний период предприятия перегружены, так как принимают большое количество мяса от населения. В таких условиях переработка сайгачьего мяса может стать серьёзной проблемой. Для эффективного использования этого ценного ресурса потребуется создать отдельные перерабатывающие мощности, специально ориентированные на работу с продукцией из сайгака.

— Сайгаки — это действительно ценный ресурс. С учетом текущей численности их популяции, можно безопасно изымать до миллиона голов в год, — отметил К. Плахов.

Также он отметил, что в Институт зоологии обращаются разные эксперты и предлагают даже программа пресечения сайгаков в Монголию, перегнать своим ходом. Но такой способ тоже нерентабельный, так как много сайгаков таким способом не перегонишь.

— Мы всегда предлагали то, что называется управление численностью, когда используются разные способы. Вот, например, способ переселения на новые территории. Это тоже никак не повлияет на общее состояние. Сколько можно перевести? Ну, 100, 200, 300 тысяч голов. Всё. Дальше они будут плодиться сами, — заметил эксперт.

Константин Плахов поддержал идею организации промысла, подчеркнув, что это важный ресурс. Он привел в пример Швецию, Финляндию и Норвегию, где численность лосей составляет около 300 тысяч, и ежегодно на охоту выделяется от 80 до 100 тысяч особей, несмотря на то что население этих стран значительно меньше, чем в Казахстане. Это серьезная добавка к мясному производству.

— Мы обладаем таким ресурсом, который мог бы не только способствовать решению продовольственных проблем, но и идти на экспорт. Когда в стране существовал промысел, Франция закупала мясо сайгаков. Это был очень хороший опыт. Мы имеем такой ресурс, который мог бы помогать решать продовольственные проблемы, и ещё идти на экспорт. Когда у нас существовал промысел, Франция закупала мясо сайгаков. Это очень хорошо, — сказал К. Плахов.

Директор по науке Ассоциации сохранения биоразнообразия Казахстана Сергей Скляренко подчеркнул, что восстановление популяции сайгаков в стране — это достижение мирового уровня. Однако он отметил, что на сегодняшний день не существует точной оценки численности этих животных, и сложно определить, сколько их должно быть для оптимального существования. В то же время, спикер поддержал мнение других экспертов, подчеркнув необходимость организации промысла сайгаков в Казахстане.

Фото: Еламан Турысбеков / Kazinform

— Численность сайгаков непременно растет. Что с этим можно сделать? Вот сейчас возникает проблема. Особенно в ЗКО. Оттуда идут жалобы. С этим надо что-то делать, то есть урегулировать отношения сайгака и сельского хозяйства. Эта проблема возникла не только из-за роста численности животных, но и из-за резкого роста землепользователей. Если мы глянем на карту, то очень хорошо видно, как территории, где раньше паслись сайгаки, практически заняты землепользователями… Популяцией сайги нужно управлять, эту работу пора начинать. Потому что сайга — это не просто вид интересного животного, это ценнейший ресурс, — заключил он.

Он подчеркнул, что категорически не согласен с использованием термина «урегулирование» в отношении сайгаков, отметив, что подобные слова применимы скорее к вредителям. Сайгак — не вредитель, а ценный природный ресурс. По его словам, численность этих животных регулируется естественным образом — устанавливается баланс между естественной убылью и изъятием.

Ранее директор Аграрного инновационно-технологического парка, PhD, член-корреспондент Национальной академии аграрных наук Дархан Смагулов поделился своим мнением о возможных способах регулирования численности сайгаков.

В марте этого года глава Минэкологии заявил о том, что ведомство рассматривает вопрос регулирования численности сайгаков, включая возможность отстрела. Позже в министерстве заявили о намерении отказаться от этой меры.

Ерлан Нысанбаев затем пояснил, что окончательное решение по данному вопросу будет принято после получения научного обоснования.