Как можно регулировать численность сайгаков – мнение ученого
Казахстанская общественность начинает уделять внимание проблеме регулирования численности сайгаков. Какие существуют пути решения вопроса, об этом в беседе с корреспондентом агентства Kazinform рассказал директор Аграрного инновационно-технологического парка, PhD, член-корреспондент Национальной академии аграрных наук Дархан Смагулов.
– Дархан Бакытбекулы, известно, что в последнее время в Западно-Казахстанской области чрезмерно выросло поголовье сайгаков. Как Вы считаете, как можно регулировать их численность?
– Сайгак, по-латински – saiga tatarica, древний представитель семейства полорогих отряда парнокопытных класса млекопитающих, распространившийся по Евразии со времен, когда на Земле обитали мамонты и шерстистые носороги. Обитает в Казахстане, Узбекистане (территория Каракалпакстана), в некоторые времена года в Туркменистане, России (в Калмыкии и Астраханской области) и в западной части Монголии, то есть путем миграции в полупустынных песчаных и сухих степных экосистемах.
В Казахстане имеются три отдельные популяции сайгаков (Бетпакдалинская, Уральская, Устюртская), большая из них сконцентрирована в Западно-Казахстанской области. Поэтому междуречье Волги и Урала можно считать исторической родиной сайгаков, а их численность вполне может менять, увеличиваясь и уменьшаясь в зависимости от природно-климатических или других паратипических факторов.
По данным за последние 15 лет, в 2010 году численность сайгаков значительно сократилась, их было всего 39 тысяч голов, и это количество за один год уменьшилось примерно до 17,7 тысячи голов. С этого года со стороны Правительства и организаций, проявляющих активность в этом вопросе, начали приниматься меры по поддержанию и сохранению поголовья животных. Главное, были созданы природный резерват «Бокейорда» площадью 343 040 гектаров и природный заказник «Ащыозек» площадью 314 504 гектара, и меры борьбы с волками, считающимися естественными врагами сайгаков, путем отлова и отстрела хищников, а также с браконьерами, дали значительный результат.
Позднее наблюдался ежегодный прирост в среднем на 35%, и это, конечно, связано с биологическими особенностями животных, то есть стабильными показателями увеличения численности. Но если по итогам авиаучета 2019 года было зарегистрировано 217 тысяч голов, то в 2021 году численность выросла сразу в 1,5 раза, к концу года достигнув 545 тысяч особей. Если судить только по официальным данным, то это немного непонятно. Но по некоторым другим данным, это прибавились особи, которые находились на землях военного полигона и не учитывались, потому, что при проведении учета эти территории не включаются.
В последние годы вследствие недостатка воды часть Уральской популяции, обитающей в песках Нарын Бокейординского района и на землях, относящихся к военному полигону Капустин Яр, вынуждена идти вверх по течению рек и мигрировать на север Западно-Казахстанской области, а также в соседние Атыраускую (Курмангазинский район), и даже в Саратовскую, Волгоградскую и Астраханскую области Российской Федерации. Если мы будем постоянно регулировать сайгаков Уральской популяции, то прежде всего нужно учитывать это обстоятельство, то есть не допускать дефицита воды на территориях, являющихся историческим ареалом, и возникающей вследствие этого засухи.
Нужно реконструировать Жанибекскую обводнительно-оросительную систему и за счет этого заполнить водохранилища, расположенные в Бокейординском ареале обитания сайгаков. Здесь нужно также полностью задействовать Жайык-Кошимскую обводнительно-оросительную систему, обеспечивающую Камыш-Самарскую систему озер в Жанакалинском районе, являющуюся дельтой и рукавами рек Мукыр, Кошим, Караозен и Сарыозен. Это даст возможность постепенно регулировать численность сайгаков даже не тысячами голов, а сотнями тысяч или больше.
И все же, следует также сокращать поголовье сайгаков на определенное количество с помощью разных методов. Самое главное, это нужно делать в целях улучшения социально-экономического положения местного населения. Даже если люди не будут это делать, регулирование может происходить вынужденно, естественным путем. Этого тоже нельзя не учитывать.
Экспертами Конвенции «О международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения» – CITES, предложено создать отдельный совет по управлению каждой популяцией сайгаков. В состав совета должны входить, в обязательном порядке, представители Министерства экологии и природных ресурсов, Комитета лесного хозяйства и животного мира, местных исполнительных органов, а также активисты гражданского общества. В структуре совета по управлению Уральской популяцией планируется создать коммунальное казенное предприятие и фонд «Сохранение сайгака и местное развитие».
Такие советы уполномочены принимать все решения, касающиеся популяции. Поэтому нужно ежегодно, на системной основе, вылавливать 10-15% общей популяции сайгаков с помощью сетевых коралей, производить мясо, а шкуры и рога отправлять на переработку.
Есть и другие пути регулирования численности сайгаков, можно организовывать отечественную и международную спортивную, любительскую и трофейную охоту. Кроме указанных мер, хозяйствам, расположенным в основных местах обитания сайгаков, должны дать разрешение открывать сети питомников на праве хозяйственного ведения. В соответствии с законодательно установленными правилами, регулирование поголовья сайгаков, производство продукции в результате их содержания в полувольных условия, определение объемов переработки сырья будут осуществляться путем скоординированных действий этих вновь созданных трех учреждений – совета, ККП и фонда.
– Сокращение численности сайгаков коральным методом и путем отстрела началось два года назад. Но это не дало результатов. Как Вы считаете, почему?
– Я категорически против отстрела сайгаков с целью регулирования их численности. Потому, что это негуманный метод. Это стало понятно, когда мы в прошлые годы не смогли это организовать. Правильный отстрел тоже требует мастерства. Даже если получится, ясно, что у нас недостаточно опыта для того, чтобы своевременно проводить разделку большого количества отстрелянных животных, сбор и отправку внутренностей, мяса в сохранности на мясокомбинаты. Отлов может производиться только с использованием сетей, а для этого нужно максимально эффективно организовывать эти мероприятия с учетом всех обстоятельств.
– Министерство экологии и природных ресурсов намерено предложить новые методы регулирования численности сайгаков. В частности, с помощью спутникового наблюдения мониторить миграции и концентрацию сайгаков, а также разработать долгосрочный научно-обоснованный план для содержания сайгаков в специальных вольерах. Что Вы можете сказать по этому поводу, как ученый?
– Определение через спутник пространственной структуры Уральской популяции сайгаков, в том числе зимний и летний ареал, мест большой концентрации, мест расплода, маршруты и время весенней и осенней миграций – это очень правильно и, конечно, я с этим полностью согласен.
Если же говорить о питомниках, то их должно быть несколько видов. Основной – это исследовательские питомники, работающие с прямой поддержкой государственных научных организаций, расположенных в Бокейординсчком природном резервате и природном заказнике «Ащыозек». В таких центрах будут проводиться исследовательские работы по изучению биологических особенностей сайгака, темпов роста и созревания потомства, поведения, устойчивости к заразным заболеваниям, генетической структуры и другие.
Что касается проблемы фермеров, терпящих ущерб от сайгаков, то, если будут субсдии со стороны государства, нужна методика определения характера, размера нанесенного ущерба и стоимости его возмещения, но все это до сих пор не сделано. Наше предложение несколько иное – если кратко, то фонд, который будет создан при совете, должен заниматься не только сохранением и улучшением популяции, но и, с учетом этой ситуации, возмещением убытков.
– Какие, на Ваш взгляд, программы нужны для окончательного решения проблемы сайгаков?
– Программа есть! В 2022 году специалисты Министерства экологии и природных ресурсов, совместно с учеными инновационно-технологического и аграрно-техническиого университетов Западно-Казахстанской области, разработали концепцию управления Уральской популяцией сайгаков. Концепцию в 2023 году обсудили эксперты CITES и дали свои рекомендации. С учетом этого и поручений Главы государства можно дополнить концепцию и реализовать программу.
– Фермеры Жанибекского и Казталовского районов говорят, что сайгаки в этом году пришли раньше обычного, поэтому не вырастет трава. Ваше мнение об этом?
– Это известная ситуация, такое наблюдалось и в предыдущие годы, хотя в 2024 году паводок начался рано, сайгаки с весны до осени концентрировались в рамках исторического ареала. Если будет нехватка воды, то когда они поднимутся вверх по течению рек, то возможно, что возвращаться оттуда их будет немного. В этом году и Камыш-Самарской озерной системе, и в Ординских песках зима была мягкой, снега выпало мало, а на реках и озерах нет водопоев, поэтому сайгаки для того, чтобы утолять жажду снегом из Бокейординского шли в Жанибекский район, а из Жанакалинского, в основном, в Казталовский. Животноводам известно, что в этих местах, если сайгаки на ранней стадии роста трав поедят их верхнюю часть, то в дальнейшем стебли не растут и быстро засыхают. Теперь можно желать только одного – дождей, а если их не будет, то сельхозпредприятия и личные хозяйства жителей окажутся в очень трудном положении.
Напомним, материал на тему роста численности сайгаков и возникающих вследствие этого проблем был опубликован в ноябре 2024 года.