Как Китай перестроит экономику, и причем здесь «серый носорог»
Все чаще государственные деятели и эксперты называют возросшую в апреле волатильность и неопределенность на международных рынках, как следствие недавних изменений торговой политики США, предвестником нового глобального экономического кризиса. Как готовится Пекин в ответ на тревожные сигналы Вашингтона – в материале аналитического обозревателя агентства Kazinform.
Предвестники глобального кризиса
Касым-Жомарт Токаев 9 апреля назвал обвал цен на энергоресурсы и основные товары на мировых рынках вследствие тарифных конфликтов финансово-экономическим кризисом. Правительству и местным исполнительным органам было поручено в кратчайшие сроки завершить работу над планом действий в условиях крайне неблагоприятной конъюнктуры.
Предупреждение о возможности глобального экономического кризиса в условиях растущего протекционизма озвучил и глава Мюнхенского Института экономических исследований Клеменс Фюст. Если Китай и Европа наряду с США начнут проводить протекционистскую экономическую политику, «это может привести к серьезному кризису», считает он.
Сгущение туч над мировой экономикой все больше напоминает явление «серый носорог», которое в отличие от «черного лебедя», является более прогнозируемым, но в определенной степени игнорируемым событием. Проводимые Дональдом Трампом изменения в торговой политике США начались еще в период его первого президентского срока c 2017 по 2021 годы, когда глава Белого дома стал использовать адресные таможенные тарифы.
К готовности Китая к этим двум предвестникам кризиса председатель КНР Си Цзиньпин призывал еще в октябре 2022 года в докладе 20-му Всекитайскому съезду Коммунистической партии Китая.
— Китай вступает в период развития, когда одновременно существуют стратегические шансы, риски и вызовы, возрастают неопределенные и труднопредсказуемые факторы, в любое время могут произойти события как «черный лебедь» и «серый носорог». «Мы обязательно должны всегда быть готовыми к худшему сценарию», — говорится в документе.
Ответ КНР на тарифы США
В апреле США объявили о повышении таможенных тарифов для внешнеторговых партнеров. Практически запретительные пошлины были введены на товары из КНР. Ответные меры со стороны Пекина не заставили себя ждать.
В течение 8-ми дней США четыре раза подняли таможенные пошлины против КНР, 2 апреля — на 34%, 8 апреля — 84%, 9 апреля — 125%, 10 апреля — 145%. Китайская сторона реагировала незамедлительным установлением идентичных ставок до 125% на импорт американских товаров. Согласно извещению таможенно-тарифного комитета Госсовета установление ставок в 125% делает импорт товаров из США в КНР невозможным. В случае решения американской стороны дополнительно повысить пошлины китайская сторона не будет реагировать. В Министерстве коммерции Китая высокие ставки Соединенных Штатов назвали бессмысленной игрой цифр, не имеющих никакой реальной экономической ценности.
В пакете ответных мер китайская сторона предусмотрела включение шести американских компаний в список ненадежных, двенадцать — в список экспортного контроля, инициирование искового запроса в ВТО против действий США.
Ситуацию вокруг обострения торгового противостояния прокомментировали Синьхуа китайские эксперты.
— США ежегодно потребляют значительные объемы стали и алюминия в таких отраслях, как автомобилестроение, авиация, нефтегазовая промышленность, строительство и инфраструктурные проекты. Увеличение пошлин неизбежно приведет к росту производственных затрат в этих секторах, сокращению прибыли компаний, а в дальнейшем — к снижению инвестиций, рабочих мест и, возможно, даже к банкротствам, — считает декан факультета международных организаций Шанхайского университета внешней торговли Ин Пиньгуан.
Профессор Института международного права Китайского университета политологии и права Ши Сяоли полагает, что ответные меры являются обоснованными, уместными и сдержанными. Демонстрируют твердую решимость КНР по защите национальной безопасности и интересов, а также приверженность принципам многосторонней торговой системы.
— В условиях глобальной нестабильности и растущих торговых рисков особенно важно применять индивидуальные меры поддержки для наиболее уязвимых отраслей и предприятий. Китай намерен использовать вызовы как стимул для ускорения структурных реформ, построения новой модели развития и углубления высококачественной открытости экономики, обеспечивая тем самым стабильный вклад в глобальное восстановление и устойчивость мировой экономики, — добавил эксперт.
Директор Китайского института исследований ВТО при Университете внешней экономики и торговли Ту Синьцюань назвал действия КНР четким сигналом США и международному сообществу о том, что Китай категорически не принимает политику давления, шантажа и экономического буллинга. У Поднебесной достаточно решимости и инструментов для того, чтобы предпринять ответные меры.
Белая книга — позитивные сигналы Вашингтону
Пока администрация Дональда Трампа приостановила введение пошлин на 90 дней для большинства стран для заключения торговых сделок, снизив тарифы до 10%. Однако исключением из общих правил оказался Китай, для которого ставки, наоборот, были увеличены до 145%.
Отдельный месседж по тарифной повестке гласил о готовности заключения торговой сделки в случае инициирования обращения со стороны КНР.
В свою очередь, Пекин для прояснения своего видения по двустороннему сотрудничеству с Вашингтоном опубликовал 9 апреля Белую книгу «Позиция Китая по вопросам торгово-экономических отношений с США». В документе подчеркивается, что торговые войны не имеют победителей, а путь протекционизма бесперспективен. Отмечается, что успехи Китая и США не являются угрозой друг для друга, а напротив — создают возможности для взаимной выгоды.
— На фоне резких перемен в позиции Вашингтона и его тактики «максимального давления», Китай сохраняет открытость к переговорам, но не питает иллюзий. Как заявили в Министерстве коммерции КНР, позиция Пекина остается последовательной и четкой: «Если говорить — то на равных, с уважением. Если драться — то до конца. Шантаж и давление — не путь к диалогу с Китаем», — говорится в комментарии Синьхуа по Белой книге.
Оседлав «серого носорога»
Последовавшие ответные действия КНР на изменения торговой политики США говорят о подготовленности Пекина к пессимистичному сценарию развития торгово-экономических отношений с Вашингтоном.
Несмотря на сгущение туч над двусторонними отношениями с США, КНР продолжит реализацию экономического курса в соответствии с утвержденными месяцем ранее на «двух сессиях» задачах правительства на 2025 год. Ожидается расширение открытости внешнему миру путем стабилизации внешней торговли и привлечения иностранных инвестиций, продвижение строительства «Пояса и пути», а также углубления двустороннего, многостороннего и регионального форматов экономического сотрудничества.
Несомненно, что повестке расширения торгово-экономического сотрудничества КНР будет уделено повышенное внимание с целью дополнительной оптимизации структур импорта и экспорта.
На уровне бизнеса китайские предприятия уже приступили к адаптации в новых условиях. Среди опций рассматривается географическая диверсификация, перенос производства в страны Юго-Восточной Азии, освоение новых регионов и переориентирование на внутренний рынок страны.
Ранее мы писали как тарифная война между США и Китаем может повлиять на Казахстан, а также почему Китай и Евросоюз имеют схожие интересы в Центральной Азии.