Искусство изготовления национальных предметов быта унаследовала от бабушки ремесленница из Кокшетау

Фото: Фото из архива Гульнары Серикжановой

Каждый элемент на работах Гульнар Серикжановой из Кокшетау имеет сакральное значение. Мастерица считает, что занятие рукоделием помогает в создании тепла и уюта в семье, а также хранит женщин от стрессов и депрессий, передает корреспондент агентства Kazinform.

Современные одеяла в национальном стиле, эксклюзивные корпешки, жилетки и тюбетейки, шопперы и панно, пояса и этношапки, украшения в национальном стиле, а также все, что необходимо для праздника: приданное для невесты, калта и коржын — это лишь малая часть того, что делает 43-летняя мастерица из Кокшетау, многодетная мама Гульнар Серикжанова. Уникальным методикам шитья национальных атрибутов и предметов быта уроженка Зерендинского района научилась у своей бабушки, которая стала для нее матерью.

— За год до моего рождения у бабушки умер в армии сын. Привезли его в цинковом гробу из Афганистана. Два года он отслужил, и его уже ждали домой, но произошло несчастье. Бабушка тяжело переживала утрату. Я старшая внучка от ее первого сына. И мой отец не мог видеть страдания матери. Через год, когда я родилась, для успокоения он отдал меня своей маме на воспитание. Больше они не приезжали ко мне. Я их даже не знала, а бабушку считала мамой. Только когда стала делать удостоверение, узнала, что у меня совершенно другие родители, — рассказала Гульнар.

Фото из архива Гульнары Серикжановой

Бабушка была искусной ремесленницей и обшивала в свое время практически все село: изготавливала приданное для племянниц, дочерей, родных и близких, шила настенные ковры. Рядом всегда находилась маленькая Гульнар, которая, как губка, впитывала каждый жест и умение бабушки.

— Когда мне было лет 10, ей было 55, тогда я могла уже помогать, держать иголку в руках. Она полностью всему меня обучила: начиная со стирки бараньей шерсти и ее обработки и заканчивая самим процессом пошивки изделия. А это, если посмотреть, большой процесс работы. Шерсть барана стираешь, сушишь, и так несколько раз, чтобы не было запаха, потом ее чешешь, в нитки превращаешь, красишь эти нитки. Я благодарна, что воспитывалась в семье ремесленников. Мой дедушка научил меня, как делать сапоги, валенки, как латать их, плести камчу. Мне сейчас все это легко сделать, — говорит Гульнар.

Фото из архива Гульнары Серикжановой

Однако после школы она уехала в Омск, где получила юридическое образование. Приехала в Кокшетау, вышла замуж и устроилась на работу. В этот период рукоделие отошло на второй план. Времени на него совершенно не было, да и интересы стали немного другие. Гульнар отдавала всю себя обучению и работе.

— Честно говоря, всегда хотела стать дизайнером, я чувствовала, что у меня есть задатки делать из ничего красивые вещи. Помню, бабушка даже прятала от меня лоскутки, потому что я собирала все подряд и из кусочков что-то шила. Мне было очень интересно это, — продолжает мастерица.

Сначала работала в школе преподавателем экономики, потом на госслужбе в управлении юстиции. Гульнар проводила бракосочетания и оформляла усыновления. Женщина признается: в какой-то момент поняла, что главное в этой суматохе семья, времени на которую катастрофически не хватало. И тогда она приняла решение уйти. А в период пандемии у нее появилась первая работа в качестве швеи: она начала изготавливать маски, которые тогда были в особом дефиците.

Фото из архива Гульнары Серикжановой

— И вот до сих пор, благодаря этим маскам, не могу остановиться, — смеется Гульнар. — Вначале все делала вручную. Сейчас я все облегчила себе. У меня есть помощники-станки, промышленные машины. Когда я увидела станок лазерной резки, я влюбилась в него. Конечно, не знала, как к нему подойти. Это вообще мужская работа. Но не побоялась, и в 2021 году я выиграла грант по программе «Бастау бизнес» и купила этот лазерный станок. Он доставлялся ко мне полгода, как раз была пандемия, и он застрял где-то на границе с Китаем. Когда приехал, еще полгода я привыкала к нему, потом нашла специалиста, который у нас в Кокшетау помог мне его настроить. Зато теперь счастлива. Сейчас, когда начинаю что-то шить, сразу ставлю таймер, чтобы понять, сколько у меня уходит времени на это и как быстро я могу сделать тот или иной заказ.

Вспоминает, как когда-то, не имея машин-помощниц, днями и ночами сидела над рукоделием. Порой выгорала, откладывала, плакала, чем-то была недовольна. Сейчас все элементы вырезает лазерный станок. Это занимает очень мало времени. Правда, работы, сделанные на станках, мастерица оценивает гораздо дешевле.

Фото из архива Гульнары Серикжановой

Больше всего Гульнар нравится делать аппликации и мелкие работы. Большие, несмотря на красоту, по словам мастерицы, забирают много сил и энергии.

— Кажется, часть твоей души прошивается в них, когда делаешь работу. Техника лоскутного шитья пэчворк складывается в жизнь человека, чтобы в семье все всегда были такими же сплоченными, как это шитье, его не разорвешь, не разделишь. Вообще каждый элемент изделия несет в себе сакральное значение. Помимо того, что ты шьешь, ты должен знать значение элементов, которые ты изображаешь. Осторожность нужно проявлять и при добавлении этноорнаментов. К сожалению, не все это соблюдают. Порой прямо глаза режет, так неправильно выложен рисунок. Все это приходит с опытом, — добавляет мастерица.

Изделия ручной работы под брендом «Kuntai kurak» стали любимы не только акмолинцами. Название выбрано не случайно: когда-то так ее называла бабушка.

— Раньше взрослые не называли своих детей или внуков своими именами. Бабушка называла меня Кунтай, что в переводе с казахского означает «солнечный жеребенок». В память о бабушке я оставила это имя. Ну, а «курак» — это пэчворк, — пояснила Гульнар.

Фото из архива Гульнары Серикжановой

Сегодня мастерице помогают в ее ремесле дети — четыре сына и дочка. Правда, за это они получают небольшую плату. Женщина считает, что это стало для них стимулом работать. Работа, конечно, несложная: набить подушку, подобрать цветные лоскутки или обрезать ниточки на мешочках.

Все это время в глубине души мастерица лелеет одну мечту — купить станок для обработки бараньей шерсти и делать шерстяные одеяла для северных регионов. Овечья шерсть считается целебной. Такой станок вместе со всем необходимым к нему обойдется примерно около 6 млн тенге, и пока Гульнар не может его позволить себе.

А еще мастерица хотела бы открыть курсы для детей и обучать их своему ремеслу бесплатно, но участвовать в госпрограмме ей не позволяет отсутствие образование швеи.

— Считаю, что рукоделие для девочки очень важно. Мое мнение: одной из причин разводов стало то, что женщины не занимаются сейчас рукоделием, им нечего делать, и они находят себя в сплетнях и скандалах. А ведь раньше практически не было разводов. Рукоделие помогает в создании тепла и уюта в семье, а также хранит женщин от стрессов и депрессий. Любимое дело всегда спасает от негатива, — добавляет напоследок Гульнар.

Напомним, Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на Национальном курултае отметил важность исконной культуры и предложил всесторонне популяризировать национальную одежду.