Финрегуляторы Казахстана добиваются возврата государственных средств
В Казахстане продолжается возврат 700 млрд тенге, выданных банкам в виде господдержки. Корреспондент Kazinform выяснил, как возвращаются эти деньги, какие меры принимаются для ускорения выплат и как банки будут привлекаться к финансированию инфраструктурных проектов.
С 2017 по 2020 год в рамках Программы повышения финансовой устойчивости банковского сектора шести банкам второго уровня Республики Казахстан было выделено свыше 700 млрд тенге в виде субординированных облигационных займов. Финансирование предоставлено Национальным банком сроком на 15 лет, без использования средств Национального фонда.
Согласно официальной информации, получателями государственной поддержки стали АО «Евразийский Банк», АО «Jusan Bank» (включая бывшие АО «Цесна Банк» и АО «АТФ Банк»), АО «Банк ЦентрКредит», АО «Банк „Bank RBK“ и АО „Нурбанк“.
— Наибольшая доля государственной поддержки по-прежнему сохраняется на балансе АО «Jusan Bank». Между тем, АО «Банк ЦентрКредит» и АО «Bank RBK» осуществили частичный досрочный возврат заемных средств, — уточнили в Национальном Банке.
По состоянию на текущий момент совокупная задолженность банков второго уровня перед регулятором составляет 650,9 млрд тенге.
Возврат государственных средств и меры по усилению финансовой дисциплины
В Послании народу Казахстана Президент страны Касым-Жомарт Токаев подверг критике ситуацию с возвратом государственной помощи. Глава государства отметил, что «некоторые банки, получившие поддержку, инвестируют в низкорисковые государственные ценные бумаги под высокие проценты, получая гарантированный доход, но не спешат погашать долги».
В связи с этим Президент поручил Правительству и Нацбанку принять меры. Сегодня разрабатываются дополнительные механизмы, направленные на стимулирование досрочного возврата средств. Ранее также были приняты законодательные поправки, ограничивающие выплату дивидендов акционерам банков, если те не вернули средства господдержки.
— Приняты нормативные акты, обязывающие банки частично возвращать полученные средства при выплате дивидендов. Дополнительно рассматривается повышение минимальных резервных требований к банкам, получившим помощь, — сообщили в Агентстве по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР).
Инвестиции банков в реальную экономику: новые стимулы и механизмы
Одним из ключевых направлений, обозначенных Президентом, стало расширение участия банков в реализации инфраструктурных проектов. В этой связи разработан механизм инвестирования пенсионных активов в облигации банков второго уровня на рыночных условиях на сумму до 500 млрд тенге на 2024–2025 годы.
— На сегодня в рамках указанного механизма уже привлечено более 226 миллиардов тенге. Эти средства направляются на кредитование приоритетных бизнес-проектов в реальном секторе экономики, — отмечается в сообщении Нацбанка.
Дополнительно рассматриваются фискальные стимулы, включая дифференцированное налогообложение доходов банков. В проекте нового Налогового кодекса предусмотрено:
- обложение доходов от корпоративного кредитования по ставке 20%,
- доходов от потребительского кредитования — по ставке 25%.
- Новые Гарантийные фонды: поддержка предпринимательства через участие банков.
Эти меры нацелены на перефокусировку банков с потребительского на инвестиционное кредитование.
С целью повышения доступности заемного финансирования для субъектов малого и среднего бизнеса в Казахстане ведется работа по созданию двух Гарантийных фондов. Один из них будет действовать при АО «ФРП „Даму“.
— Создание фонда направлено на сокращение участия государства в гарантировании и увеличение вовлеченности банков второго уровня в кредитование предпринимателей, — пояснили в Нацбанке.
Сейчас прорабатываются ключевые аспекты функционирования фондов — методология, задачи, состав участников и источники финансирования. Национальный банк активно участвует в продвижении этой инициативы совместно с АРРФР и холдингом «Байтерек».