Что происходит на рынке минеральных удобрений Казахстана
Ученые давно уже бьют тревогу, отмечая высокий уровень деградации сельскохозяйственных земель. Об уровне проблемы говорит хотя бы тот факт, что внесение минеральных удобрений так и не получило повсеместной практики не смотря на субсидии. В проблеме разбирался корреспондент Kazinform.
Работать по науке
В сельском хозяйстве крайне важно работать по науке. Но получается не всегда. Недостаточно культуры земледелия, практикуются хищническое землепользование по принципу «после нас хоть потоп». В результате усугубляется и без того сложная ситуация с деградацией земель.
В Казахстане, по информации ООН около 75 процентов почв, используемых в сельском хозяйстве, подвержены различным формам деградации, таким как опустынивание, засоление, эрозия и истощение.
Согласно данным Государственного института проведения работ по обследованию земель Министерства сельского хозяйства потенциальное плодородие почв снизилось на 17 процентов, что привело к уменьшению урожайности сельскохозяйственных культур.
— Причины деградации почв в Казахстане комплексные. Во-первых, это исторически сложившаяся практика экстенсивного земледелия, при которой пахотные земли активно использовались без достаточного возвращения питательных веществ в почву. Во-вторых, изменение климата усиливает процессы опустынивания, особенно в южных и западных регионах. Также нельзя не упомянуть об ограниченном внедрении современных технологий почвообработки и ирригации, — комментирует почвовед, профессор Казахского агротехнического университета имени С. Сейфуллина Амангельды Жумабаев.
По его словам, для изменения ситуации необходимо начать с системного мониторинга состояния земель, разработки регионально адаптированных программ оздоровления почв, в том числе с применением органических и минеральных удобрений. Приоритетом должно стать внедрение устойчивых сельхозпрактик, в том числе севооборота, минимальной обработки почвы и агролесомелиорации.
В Концепции развития агропромышленного комплекса РК на 2021 – 2030 годы отмечаются недостатки в работе по сохранению плодородия почвы. На момент подготовки документа объемы вносимых минеральных удобрений составляли всего лишь 23 % от научно-обоснованной нормы. Для исправления ситуации разработали ряд системных мер, которые были призваны довести этот показатель до 50 % в 2030 году.
В разделе «Целевые индикаторы и ожидаемые результаты» представлен пошаговый график, который выглядит следующим образом.
- 2022 год – 25 %;
- 2023 год – 26 %;
- 2024 год – 27 %;
- 2025 год – 29 %;
- 2026 год – 30 %;
- 2027 год – 32 %;
- 2028 год – 35 %;
- 2029 год – 38 %;
- 2030 год – 50 %.
Что мы видим в итоге? В ответ на наш запрос Минсельхоз сообщил, что «на сегодняшний день внесение минеральных удобрений не превышает 40% от научной потребности». Не смотря на некоторую расплывчатость формулировки можно понять, что от графика мы не отстаем.
Доступность субсидий
Второй вопрос, на который хотелось бы получить ответ – это причина, по которой минеральные удобрения не получают широкого распространения. И это при том, что их применение повышает урожайность сельхозкультур до 30%. Доступны ли они сельхозпроизводителям?
Вопрос доступности – это вопрос субсидий. Здесь в нашем сельском хозяйстве было не все в порядке. Достаточно вспомнить разгромную речь председателя Высшей Аудиторской Палаты Алихана Смаилова в Мажилисе Парламента под занавес прошлого года. Он подверг критике систему субсидирования в сельском хозяйстве, отметив постоянно меняющиеся «правила игры» в этой сфере – за 5 лет насчитывалось более 70 изменений. Отмечено долгое – до 2 лет – ожидание исполнения по большинству заявок на выплату субсидий. Не было оценки получателей.
- Все это привело к выплате 5 млрд тенге субсидий более 2,5 тыс. субъектов, которые прекратили свою деятельность до или после получения субсидий. Почти 3 тыс. получателей субсидий на 5,4 млрд тенге и вовсе не являлись субъектами АПК, - подчеркнул Алихан Смаилов.
Что касается субсидий на минеральные удобрения, правила тоже менялись. В прошлом году в целях снижения коррупционных рисков и упрощения доступа к ним средства стали выплачивать напрямую отечественным заводам-производителям.
«Основной стимулирующей мерой приобретения казахстанских удобрений является возможность подачи переводной заявки, при которой аграрии оплачивают производителю только 40% от стоимости, а остальная часть в виде субсидий перечисляется заводу. Данная мера оказывает существенную поддержку как аграриям, так и отечественным производителям в виде гарантированного сбыта продукции и увеличения объемов производства. Важным аспектом при разработке этого механизма являлось обеспечение сохранности бюджетных средств и контроля при их расходовании, поскольку при наличии остатков средств производителям необходимо вернуть их обратно в бюджет», - проинформировали в Министерстве сельского хозяйства.
По данным Минсельхоза в 2024 году на субсидирование минеральных удобрений было выделено 46,4 млрд тенге, из которых 17,0 млрд тенге направлено на реализацию авансового механизма.
В текущем году объемы финансирования программы выросли почти в два раза по сравнению с прошлым годом с 46,4 млрд тенге до 83,4 млрд тенге (помимо имеющихся средств в местных бюджетах в размере 35 млрд тенге, дополнительно из резерва Правительства выделено 48,4 млрд тенге).
Так что, если говорить о мерах государственной поддержки, помощь в этой части довольно серьезная. И задержек с выплатами, надеемся, не будет. «Бюджетные субсидии на этот год будут перечисляться на спецсчета заводов ежемесячно согласно утвержденным планам финансирования акиматов», - отмечают в министерстве.
— Осознание проблемы у аграриев, безусловно, есть, особенно у тех, кто работает на одной земле десятилетиями и уже столкнулся с падением урожайности. Однако уровень внедрения устойчивых практик все еще оставляет желать лучшего. Основной барьер — экономический. Внедрение новых технологий требует первоначальных вложений, а фермеры, особенно малые хозяйства, не всегда располагают такими ресурсами, — подчеркивает профессор А. Жумабаев.
Тем не менее, уверен эксперт, там, где работает система субсидирования, где есть доступ к знаниям и техподдержке, наблюдается положительная динамика. Поэтому ключевая задача — создать условия, при которых устойчивое земледелие станет не только экологически необходимым, но и экономически выгодным.
А что заводы?
Третий важный вопрос – насколько способны отечественные заводы покрыть потребность в минеральных удобрениях?
«С учетом платежеспособного спроса на сегодня отечественное производство позволяет полностью покрыть потребности внутреннего рынка в основных видах удобрений, широко применяемых на всех сельскохозяйственных культурах (аммиачная селитра и аммофос)», - говорится в ответе министерства сельского хозяйства.
Отмечается, что в целом, научная потребность сельского хозяйства в минеральных удобрениях на всю площадь пахотных угодий составляет 3,2 млн тонн, в том числе азотных – 1,2 млн тонн, фосфорных – 1,6 млн тонн и калийных – 0,4 млн тонн. Мощности отечественных производителей позволяют покрыть научную потребность на 56%. При этом план внесения по внесению удобрений на 2025 год составляет 1,9 млн тонн или 59% от научной потребности.
Как видим, цифры уже не бьются. Мощности и планы не совпадают. А значит в стране есть потребность в строительстве новых заводов по производству удобрений.
И здесь есть некоторые перспективы. Возможность реализации инвестиционных проектов в этой сфере рассматривает группа турецких компаний «ESTA» и «YDA».
В Жамбылской области реализуется проект ТОО «ЕвроХим – Каратау» «Строительство и эксплуатация завода по выпуску минеральных удобрений мощностью не менее 1 млн тонн в год» со сроком реализации в 2026 году.
Новые производства нужны, учитывая динамику роста потребления удобрений. Если в 2020 году было внесено 600,2 тыс. тонн удобрений, то в 2021 году – 626,5 тыс. тонн, в 2022 году – 667,1 тыс. тонн, в 2023 году – 679 тыс. тонн, в 2024 году с учетом переходящих остатков - 1,3 млн тонн.
Впрочем, измерять потребности отрасли только в объемах выпускаемых удобрений не совсем правильно.
- Мы нуждаемся не только в увеличении объемов, но и в расширении ассортимента удобрений, включая комплексные составы, микроудобрения и биологические добавки. Государству необходимо продолжить поддержку локализации новых производств и стимулирование научных разработок в этой сфере, - отмечает профессор Казахского агротехнического университета имени С. Сейфуллина Амангельды Жумабаев.
Подводя итог, можно сказать, что на уровне государства создаются серьезные механизмы поддержки сельхозпроизводителей. Создаются новые производства, стоимость удобрений удешевлена до 60%.
Однако региональная статистика показывает серьезные диспропорции в использовании этого вида государственной помощи. В одних регионах культура земледелия выше – это Северо-Казахстанская, Акмолинская, Костанайская области. Низкие объемы применения удобрений отмечаются в западных регионах (Западно-Казахстанская и Атырауская области).
«По итогам 2024 года в Западно-Казахстанской области внесено всего 8,2 тыс. тонн удобрений, что составляет 9% от научной потребности, в Атырауской области внесение составило 16% от потребности», - сообщили в министерстве сельского хозяйства.
- Нельзя игнорировать тот факт, что системные ошибки аграрной политики и отсутствие контроля за землепользованием внесли не меньший вклад в деградацию, чем климат или технологии. Фокус на севообороте и минимальной обработке почвы звучит правильно, но без механизмов принуждения и мониторинга это останется декларацией, - подчеркивает А.Жумабаев.
По его словам, говорить об осознании можно лишь там, где есть доступ к ресурсам и образованию. Уровень агроэкологической грамотности в регионах крайне низкий, и пока она не станет приоритетом, устойчивые практики останутся на бумаге.