За счет чего достигнут рост экономики Казахстана в 2023 году - интервью с депутатом Мади Такиевым

Мади Такиев
Фото: пресс-служба Мажилиса Парламента РК

Экономика Казахстана, несмотря на то, что развивалась на фоне изменившихся внешних факторов, успешно адаптировалась к новым условиям и в текущем году вышла на траекторию устойчивого роста. По итогам года он составил 4,9%. За счет чего удалось достигнуть такого экономического роста, об инфляции и возврате незаконно приобретенных активов, в эксклюзивном интервью агентству Kazinform рассказал председатель Комитета по финансам и бюджету Мажилиса Парламента РК Мади Такиев. 

— За январь–август расходы государственного бюджета выросли на 23% за год, доходы при этом увеличились на 15%. Доходы достигли 15,4 трлн тенге, расходы достигли 16,4 трлн тенге. Таким образом, расходы госбюджета превысили доходы на 1 трлн тенге, или на 6,7%. Как вы оцениваете работу Правительства в этом контексте?

— Очень интересный вопрос. В первую очередь нужно понимать, что Правительство сегодня работает в непростых условиях. С одной стороны, это экономическая ситуация в мировой экономике, росту инфляции подвержены все страны, с другой — текущая геополитическая ситуация. Несомненно, принимаются меры по увеличению доходной части бюджета. Была принята Концепция управления государственными финансами, интересный документ. Советую вам с ним ознакомиться.

В соответствии с Концепцией меняются подходы бюджетной политики, направленные на повышение устойчивости государственных финансов путем укрепления доходной части бюджета, оптимизации государственных расходов и восстановление накопления средств Национального фонда. В среднесрочном периоде стабильность бюджетных параметров обеспечивается за счет увеличения собственной налоговой базы и применения бюджетных правил. Согласно прогнозам, доходы республиканского бюджета в 2024 году составят 16,1 трлн тенге, или на уровне 11,9% к ВВП.

В плановом периоде ожидается их рост к 2026 году до 18,4 трлн тенге, или на уровне 10,7% к ВВП. С учетом этого, на республиканском уровне обеспеченность собственными доходами вырастет с 62,4% в 2022 году до 70,3% в 2024 году и далее - до 76,3% в 2026 году.

Главное, наверное, что в бюджетных параметрах учтены бюджетные правила о гарантированном трансферте из Нацфонда и темпах роста расходов республиканского бюджета. Размер гарантированного трансферта второй год определяется по цене отсечения по бюджетным правилам, которая составила на уровне 43,4 доллара США за баррель в 2024 году, 40,2 — 41,8 доллара США за баррель в 2025–2026 годах.

С учетом целеполагания по обеспечению сохранности средств Нацфонда и доведению его валютных активов до 100 млрд долларов США к 2030 году, размер гарантированного трансферта из Нацфонда утвержден в объеме 2 трлн тенге ежегодно.

Что касается расходов, то расходы соответствуют бюджетным правилам и не превышают объем среднего уровня долгосрочного экономического роста с учетом цели по инфляции. С учетом долгосрочного экономического роста на уровне 102,9-103,4% и цели по инфляции на уровне 5%, расходы республиканского бюджета прогнозируются с постепенным увеличением с 24 трлн тенге в 2024 году до 25,2 трлн тенге в 2026 году.

По прогнозам, установление верхнего предела на изъятия из Нацфонда и темпы роста расходов в среднесрочном периоде позволят повысить фискальную дисциплину и усилить сберегательную функцию Нацфонда.

Конечно, я говорю вам о прогнозных показателях, отраженных в Законе о республиканском бюджете. Но реалии таковы, что прогноз может быть пересмотрен. К примеру, на площадке Правительства бурно обсуждается проект нового Налогового кодекса, где рассматривают увеличение ставки НДС до 16%. Понятно, что с одной стороны это увеличит доходную часть, но нужно принимать взвешенное решение, что нам сейчас в данный момент важнее. Вы, наверное, слышали, что этот вопрос вызывает серьезную озабоченность депутатов. Серьезным подспорьем для увеличения поступления сегодня должно стать налоговое администрирование, и цифровизация должна прийти на помощь.

— В этом году экономика Казахстана показывает небольшой, но рост. За счет чего в основном были достигнуты положительные показатели?

— В текущем году развитие экономики Казахстана происходит в условиях адаптации к изменившимся внешним факторам. По итогам 11 месяцев текущего года темпы роста ВВП составили 4,9%. В том числе рост в реальном секторе составил 3,5%, а в сфере услуг — 5,6%. 

Несырьевой сектор остается основным драйвером роста. Среди отраслей наибольший рост демонстрируют строительство (на 12,6%), торговля (на 11,3%), информация и связь (на 7,6%), а также транспорт (на 7,1%). Производство в обрабатывающей промышленности также выросло на 3,4%.

Положительное влияние на экономику оказывает освоение инвестиций в основной капитал, рост которых составил 14,6%. Также свой вклад вносят иностранные инвестиции, по итогам 6 месяцев их объем составил 13 млрд долларов США.

Повышение экономической активности в отраслях экономики способствует реализации крупных общенациональных проектов, а также стимулирует меры государственной поддержки реального сектора, малого и среднего бизнеса. В текущем году вклад МСБ в экономику страны вырос с 35,1% до 36,4%. Исходя из этого, мы оцениваем реальный рост экономики в текущем году на уровне порядка 5%, что выше среднегодовых значений прошедших периодов.

При этом в случае более высоких показателей роста в базовых отраслях к концу года, годовой рост экономики оценивается выше 5%. К слову, в предыдущем году рост экономики составил 3,2%.

— Годовая инфляция в октябре 2023 года составила 10,8%. В декабре прошлого года она составляла 20,7%. И продолжает замедляться, как заявили в Нацбанке. Стоит ли радоваться таким цифрам? Несмотря на замедление, 10,8% — это все-таки двузначное число…

— Инфляция действительно замедляется — это, конечно, позитивно. Инфляция с пика в 21,3% в феврале 2023 года замедлилась до 10,3% в ноябре 2023 года. К концу года-началу следующего года Нацбанк и Правительство ожидают, что инфляция выйдет в диапазон однозначной цифры, то есть будет ниже 10%.

В прошлом году инфляция была очень высокая, и это сказывается на более ритмичном замедлении годовой инфляции в этом году. В дальнейшем инфляции будет постепенно замедляться. Но, нужно учитывать некоторые факты, влияющие на инфляционные процессы. Это повышение регулируемых цен, для обновления инфраструктуры; высокие инфляционные ожидания, возможный рост цен на продовольствие в виду эффекта сложностей с урожаем в 2023 году и обсуждаемое повышение ставки НДС в 2025 году.

Цель стоит понятная — среднесрочно выйти на инфляцию около 5%. Поэтому Нацбанк, наверное, будет продолжать проводить антиинфляционную монетарную политику.

По итогам трех последних решений Национального Банка базовая ставка была уже снижена с 16,75% до 15,75%. Это говорит о том, что прогнозы по инфляции также были пересмотрены в сторону понижения.

— Как отслеживается работа по возврату незаконно приобретенных активов? Сколько средств возвращено на сегодняшний день?

— Благодарю Вас за вопрос. Прежде всего, работа по возврату активов отслеживается специальной Комиссией. Комиссия возглавляется Премьер-министром страны. В ее состав входят члены Правительства, руководители государственных органов, депутаты и общественные деятели.

У Комиссии есть свой рабочий орган — Комитет по возврату активов в структуре Генеральной прокуратуры.

В функции Комиссии входит выработка рекомендаций по системным мерам, по способам и механизмам возврата, рассмотрение информации об активах и формирование реестра субъектов.

Комиссия формирует реестр субъектов, куда включаются лица, предложенные Комитетом на основе тщательно проведенного анализа либо проверки. В этой связи, все решения по тем или иным вопросам, например, о включении в реестр субъекта, с признаками олигополии согласуются с Комиссией. В целом это относится ко всей деятельности Комитета. Это предусмотрено Законом.

В то же время, предусмотрена подготовка ежегодного отчета. По итогам каждого года, Комитет будет готовить ежегодную информацию, содержащую анализ и оценку итогов деятельности работы, которая затем будет опубликована на официальном интернет-ресурсе.

Отмечу, что работа Комиссии не ограничена какими-либо плановыми показателями. Определенные активы уже возвращены в страну, как в денежном эквиваленте, так и в виде имущества. Работа продолжается и будет продолжена до тех пор, пока не вернется все, что незаконно получено и выведено.

— Как Вы относитесь к тому, что доступ к реестру субъектов олигополии, которые должны вернуть государству незаконно приобретенные активы, ограничен для казахстанцев?

— В целом, одной из задач Комиссии является обеспечение гласности в той мере, которая позволяет не навредить имиджу страны, ее интересам и общей работе по возврату активов. Хотелось бы отметить, что открытость и прозрачность Комиссии прежде всего обеспечивается тем, что, как я ранее уже говорил, в ее состав входят члены Правительства, руководители государственных органов, депутаты и общественные деятели.

Планируется, что члены Комиссии периодически будут выступать в СМИ. Мы понимаем, что многих интересуют детали и фамилии. Однако преждевременное обнародование таких сведений несет ряд правовых, инвестиционных и социально-экономических рисков.

Необходимо также понимать, что включение в реестр не определяет виновность тех или иных лиц. По этой причине публичные дискуссии могут повлечь нарушение презумпции невиновности, подрыв деловой репутации, в том числе добросовестных граждан и бизнесменов. Кроме того, нужно помнить, что субъекты реестра могут иметь и законные активы.

Не стоит забывать и об инвестиционных рисках. Например, лица, включенные в реестр, могут реализовывать важные для страны крупные проекты, в том числе с зарубежными партнерами. Именно из-за таких рисков и возможных последствий Комиссией принято решение об отнесении содержания реестра к информации ограниченного распространения.

Но о результатах работы узнают все: информация будет на постоянной основе доводиться до общества с учетом соблюдения коммерческой, банковской и иной охраняемой законом тайны.

— На каком этапе находится создание Компании по управлению возвращенными активами? Кто ее возглавит?

— В действительности она уже создана. Что касается Компании, то ее создание прямо предусмотрено Законом о возврате активов. Учредителем Компании является Правительство Республики Казахстан, что говорит о стопроцентной доле участия государства.

Соответственно, 26 сентября 2023 года вышло постановление Правительства страны о создании ТОО «Компания по управлению возвращенными активами».

Как и у любого юридического лица у Компании имеются свои учредительные документы. Компанию возглавляет директор, согласно Уставу и Приказу уполномоченного ведомства — Министерства финансов.

Основными функциональными обязанностями компании являются управление активами и обеспечение сохранности активов. В целом считаю, что деятельность компании должна быть открытой и прозрачной. Полагаю с результатами деятельности компании мы уже сможем ознакомитьься в следующем году.

— По данным ЕЭК номинальные зарплаты в Казахстане выросли на 17,1%, однако в реальном выражении рост не достиг даже одного процента. Это самый низкий показатель в ЕАЭС. В соседних Кыргызстане и Беларуси реальные зарплаты выросли более чем на 10%. Почему в Казахстане сложилась иная ситуация?

— Хороший вопрос. Опираясь на данные статистики могу сказать, что среднемесячная заработная плата в III квартале т. г. составила 350,5 тысячи тенге и увеличилась в номинальном выражении на 16,9%.

За 9 месяцев текущего года рост реальной зарплаты составил 0,9% к аналогичному периоду 2022 года. При этом, если сравнить данный показатель по кварталам, то мы заметим ускорение реального роста в текущем года с 1,2% во II квартале до 3,5% в III квартале. Рост реальной зарплаты зависит от номинальной зарплаты, скорректированной на уровень инфляции.

Необходимо отметить, что в последние три года отрицательный рост реальной зарплаты зафиксирован в Беларуси в 2022 году (-1,8%) и в Кыргызстане в 2021 году (-2,1%).

В то время как у нас этот показатель рос только положительно на уровне 7-9% (в 2021 году — 8,8%, в 2022 году — 7,6%). То есть, за 2021–2022 годы рост реальных зарплат в нашей стране составил 17% (в РБ — 3,2%, в КР — 13,3%).

Если перевести размеры зарплат в доллары США, то за 9 месяцев в Казахстане показатель сложится на уровне $774. Это больше, чем в Беларуси на 30% ($628) и уровня Кыргызстана — в 2 раза ($367).

Конечно, это данные статистики, а в реальности картина, наверное, выглядит иначе. У нас не учтенными остаются еще более 2,5 миллиона активных граждан, которые не попали ни в какие базы данных. При этом они самостоятельно получают доходы и их доходы нигде не учтены.

Было несколько попыток вернуть их в экономический оборот, однако они оказались безуспешными. Сегодня, насколько мне известно, Правительство ищет новые пути. При разработке нового Налогового кодекса большой блок будет уделен именно этому вопросу.

— Спасибо большое!

Сейчас читают