Учитель должен любить не свой предмет, а детей! — акмолинский педагог

педагог
Фото: из личного архива К. Большиной

Более 40 лет посвятила работе с учениками и студентами акмолинский педагог Куралай Большина. В текущем году она была удостоена медали  «Еңбек ардагері» от Министерства просвещения РК. О том, как когда-то пришла в педагогику, учитель рассказала корреспонденту агентства Kazinform.

— Куралай Ильясовна, как Вы стали учителем?

— Я окончила филологический факультет Петропавловского педагогического института по специальности «Русский язык и литература». Пошла в педагогику по настоянию старшей сестры, которая работала учителем начальных классов. Первые годы после окончания были очень сложными: душа к профессии тогда у меня еще не лежала. Это был период поисков себя. Но контакт с учениками получался всегда, и, со временем, я почувствовала вкус профессии. Но пришло это только через несколько лет, когда появился определенный опыт.

— Вы помните свой первый урок?

— Да, конечно, помню. Не на практике, а именно в школе. Я так волновалась, что, когда вошла в класс, поздоровалась со стоящими детьми и сразу начала вести урок. Не посадила их, не представилась даже. А они продолжали стоять. И только когда я сказала открыть тетради, поняла, что ученики все еще стоят. Настолько была взволнована и растеряна.

школа
Фото: из личного архива К. Большиной

— Как строилась Ваша карьера педагога?

— Начинала в сельской школе Омской области. Через 5 лет с семьей переехала в Казахстан, судьба занесла меня в Кокшетау. Сначала устроилась в политехнический колледж, где проработала 4 года, потом попала под сокращение. В поисках работы пришла в университет им. Ш. Уалиханова.Тогда им требовался старший лаборант кафедры общего языкознания. Профессор Огаз Султаньяев меня принял, а через год перевел в должность преподавателя. Там я преподавала русский язык на 1 курсе у студентов казахского отделения. Работала на кафедре общего языкознания, затем на кафедре русской филологии. Все годы работы на кафедре совмещала с работой в многопрофильном колледже при КГ им. Ш. Уалиханова.

Хочу сказать, что мне повезло, что на моем профессиональном пути был такой учитель с большой буквы, как Огаз Арыстангалиевич Султаньяев. Работа с ним, общение с ним — это большая школа. Мы все брали с него пример. Его отношение к своему делу, взаимоотношение с коллегами, умение найти нужные слова, важные слова для каждого из нас, — многого стоили. Он любил людей, профессию, кафедру и коллег.

— Получается, Вы работали с учениками, а затем со студентами, с кем работать интереснее?

— Везде интересно, ведь везде свои особенности, свои сложности, плюсы и минусы. В школе у детей горят глаза, они внемлют каждому твоему слову, но там, конечно, сложнее психологически. Но мне контакт с детьми удавался всегда. До сих пор пишут поздравления студенты, у которых я была куратором. Некоторые поздравляют с каждым праздником, приглашают к себе, несмотря на то, что прошло более 20 лет!

— Вы 40 лет отдали обучению детей. Каким должен быть учитель, по Вашему мнению?

— Самое главное — он должен любить, в первую очередь, не свой предмет, а детей! В каждом ребенке нужно видеть личность. Время быстротечно, каждый из них кем-то станет, нужно остаться в их памяти таким человеком, о котором они смогут сказать пару добрых слов. Для меня это важно — взаимоотношение со студентами и учениками. Детей нужно уважать, не грубить, не оскорблять. Я всегда со студентами только на ВЫ и, конечно, нужно хорошо знать свой предмет, тогда ты сможешь ответить на любой вопрос ученика. Учитель на уроке себя уверенно будет чувствовать только тогда, когда он будет знать, о чем он говорит.

дети
Фото: из личного архива К. Большиной

— Что изменилось с принятием Закона «О статусе педагога»?

— Изменилась юридическая сторона вопроса. Значительно подняли зарплату. Новая аттестация тоже подняла наш рейтинг. В материальном плане мы выиграли. Мы это очень ощутили.

— Вы удостоились медали от Министерства просвещения РК «Еңбекардагері», но ведь это наверняка не первая Ваша награда?

— Конечно. У меня есть грамоты Министра образования, управления образования, юбилейная медаль университета, знак победителя конкурса академии педагогических наук Казахстана. Участвовала в конкурсе «ҮЗДІК ҰСТАЗ» в номинации «Лучший преподаватель специальной дисциплины» в 2021 году. Получила диплом 1 степени. В 2018 году заняла первое место в республиканском конкурсе «Лучшая авторская программа». Я создала учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Практикум русского языка» для специальности «Учитель русского языка и литературы» для преподавателей и студентов колледжей. В нем есть и теория, и практика, и контрольные задания — то есть весь дидактический материал. На уровне области я заняла 1 место, на республиканский уровень поехать в силу обстоятельств не смогла, но получила там диплом 1 степени.

педагог
Фото: из личного архива К. Большиной

— Как много пособий Вы выпустили?

— За 40 лет работы я выпустила девять пособий, из них два учебных пособия, четыре — учебно-методических и три — УМКД. А также написала 24 научные статьи по методике преподавания русского языка как иностранного в средней школе.

— Куралай Ильясовна, поделитесь своими планами на будущее.

— Сейчас я куратор у студентов 4 курса. Хочу их выпустить, чтобы они успешно сдали экзамены и получили диплом. А далее посмотрим. Я на пенсии, но если будет возможность работать дальше, то с удовольствиемпродолжу.

педагог
Фото: из личного архива К. Большиной

— Что Вы могли бы пожелать молодым учителям?

— Начинающим педагогам желаю никогда не разочаровываться в выбранном пути и не уходить из профессии. Вспоминаю свои первые годы сомнений и понимаю, что всегда что-то меня удерживало, а сейчас я рада, что никуда не ушла. Педагог — одна из благороднейших профессий, ведь мы несем знания. В нашем беспрерывно меняющемся мире это очень важно.

Сейчас читают