У каждого второго ребенка дошкольного возраста имеются нарушения речи — логопед

логопед
Фото: из личного архива Розы Байталиевой

14 ноября — Международный день логопеда. По этому поводу корреспондент агентства Kazinform взял интервью у логопеда детского сада РГП «Карлыгаш» Медицинского центра Администрации Президента РК Розы Байталиевой. Этот центр является одной из ведущих образовательных организаций страны, предоставляющей современные услуги по развитию и обучению детей дошкольного возраста.

— Скажите, какие дети нуждаются в помощи логопеда?

— Во-первых, те дети, у кого заторможена речь, не развита речь, которая состоит из нескольких уровней. Вот таким детям мы должны помочь.

— В детском саду «Карлыгаш», работая с детьми, полностью устраняете речевой дефект?

— Это зависит от возрастных особенностей ребенка, а также уровня развития разговорной речи и полноценного посещения ребенком нашего детского сада. Если ребенок будет посещать наш детский сад с трех лет до школы, за этот период мы сможем полноценно скорректировать и развить речь ребенка. Если ребенок приходит в дошкольную подготовительную группу, например, его переводят из детского сада на полгода или на три месяца, то, даже за такое короткое время мы можем исправить некоторые звучания речи. Конечно, этого времени недостаточно, чтобы полностью исправить речь. В таком случае мы рекомендуем отвести ребенка к школьному логопеду.

— Какие методы вы используете в работе?

— Мы используем эффективные методы развития речи ребенка. Наше главное преимущество — артикуляционные упражнения. Дыхание, пальчиковая гимнастика. Также мы используем логопедический массаж и другие методы. В нашем детском саду есть 37 новых методик. В кабинете нашего логопеда есть компьютер «Дельфа». Мы работаем с программой «Тілашар». Также это помогает детям правильно произносить звук, правильно фиксировать звук.

— Сколько детей в группе имеют такой дефект?

— В детском саду «Карлыгаш» я работаю с 2015 года. Если ориентироваться на последние три года, то неразвитость языка речи у детей, заторможенность речи встрчается все чаще с каждым годом. Сейчас, независимо от того, в каком детском саду, каждый второй ребенок в группе имеет проблемы с речью и не может правильно произносить звуки. Сегодняшних детей нельзя сравнивать с детьми, которые были 5-10 лет назад. Раньше для ребенка к 2 годам было нормой знать до 100 слов, но сейчас хорошим показателем является то, что он может произнести два слова.

— Когда и в каком возрасте родителям следует обращаться за помощью к логопеду?

— Обычно ребенок начинает гулить в два месяца, нараспев повторяя гласные и гортанные звуки, а в годовалом возрасте ребенок должен начать говорить короткие слова, такие как «мама, папа, приди, уйди». Мы также смотрим на понимание ребенка. В возрасте 1,5-2 лет, если он понимает, о чем говорят, следует инструкциям, приносит и показывает то, что вы просили, значит, понимание у ребенка есть. В целом, я бы посоветовала показать малыша логопеду, когда ему исполнится два года. Специалист дает советы о том, насколько хорошо развивается ребенок, что нужно делать для развития речи, ведь развитие языка напрямую связано с моторикой.

— До какого возраста можно корректировать речь ребенка?

— Общая коррекция не зависит от возраста, однако ранние действия дадут лучшие и более быстрые результаты. Поэтому лучше заранее показать его специалистам и обратиться к логопеду. Речевой дефект можно на 100% исправить, но необходима и помощь родителей. Потому что специальные упражнения нужно повторять дома.

— Может ли неспособность произносить или искажать некоторые звуки негативно повлиять на обучаемость ребенка?

— Да, когда ребенок идет в школу, он может искажать звуки. А это помешает ему читать и писать. Например, если ребенок произносит звук «р» как «л», он может его также и написать. Если ребенка не научить произносить эти звуки до школы, то у него может развиться дисграфия и дислексия. Именно поэтому корректировать языковые недостатки лучше до 7-8 лет, пока школьная программа не стала сложной для него.

— Мы часто слышим, что проблему можно решить, подрезав уздечку. Насколько это правильно?

— Здесь надо обратить внимание на то, насколько она короткая. То есть, возможно это будет правильным решением, а иногда наоборот. Например, если ребенок не может поднять язык, и он прилипает ко дну, мы отправляем ребенка на консультацию к стоматологу. А когда уздечка короткая, но при этом язык можно поднять, мы уздечку ребенка приводим в норму, выполняя логопедический массаж.

— В чем причина того, что у ребенка поздно или неправильно начинает говорить?

— Объяснить это сложно, потому что причин много. Это может зависеть от формирования ребенка в утробе матери, его рождения, здоровья и внешней среды. То есть факторов влияния очень много. Также на это влияет чрезмерное использование компьютеров и телефонов детьми дошкольного возраста. Кроме того, во время диагностики я заметила, что дети, которые воспитываются на казахском языке и у которых дома есть бабушка и дедушка, разговаривают свободно. Дети, использующие дома два языка, имеют низкий уровень языкового развития.

Роза Байталиева
Фото: из личного архива Розы Байталиевой

— С какими детьми вы работаете в детском саду «Карлыгаш»?

— Мы работаем с четырьмя уровнями недоразвития языка речи, а также с детьми с нарушением речи. Кроме того, есть дети, которые не могут произносить звуки, то есть, наблюдается дислалия, низкий тонус ротовой полости — дизартрия.

— Были ли в вашей практике интересные и сложные случаи?

— С такими детьми интересно работать, особенно когда я слышу их сладкий лепет, я получаю удовольствие от своей работы. И оказывается, что сложных ситуаций и случаев в практике не было. Но печально, что увеличилось количество детей, нуждающихся в помощи логопеда. В этой сфере наблюдается нехватка кадров.

— Чему лучше уделить особое внимание в работе с такими детьми? С речевыми нарушениями ребенка работает только логопед или Вы работаете вместе с другими специалистами? 

— Это зависит от уровня развития общего речевого языка ребенка. Если у ребенка есть психологические отклонения, то, кроме логопеда, совместно работают дефектолог и психолог. Мы сначала проводим диагностику ребенка, который к нам приходит, и даем окончательную оценку. На основании этого для каждого ребенка создается индивидуальная программа развития-коррекции. По этой программе планируется, какую работу будет выполнять каждый специалист. На основе этих данных мы работаем с ребенком в течение года. В год проводятся три диагностики — первичная, полугодовая и заключительная. И в конце мы видим результат.

— Детский сад «Карлыгаш» — ведущий образовательный центр страны. Известно, что он использует современный опыт в развитии и обучении детей. Какую методику вы в настоящее время используете?

— Давайте, я расскажу о своем опыте. Заинтересовать детей современного XXI века непросто. Тем не менее, мой ежедневный урок должен быть таким, чтобы заинтересовать и привлечь ребенка, заставить его задуматься. По этой причине мы часто находимся в поиске. Мы ежедневно используем инновационные методы. В частности, компьютерная программа-тренажер –аппарат «Дельфа». С ним проводятся дыхательные, игровые упражнения, развивающие артикуляционную, фонематическую память. Применяю методы моей российской коллеги Натальи Пятибратовой в формировании правильного произношения звуков, составлении слогов, слов, обогащении словарного запаса.

— У вас есть свои авторские методики?

— Моя методичка еще не вышла, сейчас пишу, называется «Организация деятельности логопеда в общем детском саду». Я решила написать свою книгу, так как у меня почти 10-летний опыт работы в этой области и есть положительный результат.

— Большое спасибо!

Сейчас читают