ЛЕТОПИСЬ НЕЗАВИСИМОСТИ: 1999 – Казахстан впервые в истории юридически определил границы с Китаем

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - В 1999 году продолжалось расширение экономического и политического присутствия в нашей стране развитых стран Запада, в первую очередь, США. Укреплялось политическое, экономическое и военное сотрудничество с Россией и другими соседними странами. Это был год, когда закладывалась основа национальной безопасности Казахстана, и она была значительно укреплена за прошедшее с тех пор время.

В 1999 году Казахстан, впервые за всю историю, обрел юридически признанные границы с Китаем.

10 января 1999 года состоялись президентские выборы, на которых Нурсултан Назарбаев вновь был избран Президентом Республики Казахстан на семилетний срок, получив 79,78 процента голосов казахстанцев, принявших участие в голосовании. Убедительная победа Н.Назарбаева стала закономерным результатом его работы на посту Главы государства в самые трудные годы становления казахстанской государственности. Под руководством Н.Назарбаева Казахстан прошел самый сложный период экономического спада 90-х годов, избежав политических кризисов, межнациональных конфликтов и других негативных явлений, которые во множестве происходили в других постсоветских государствах. Высокая оценка, которую дала политике Н.Назарбаева наиболее конструктивно настроенная часть казахстанского общества, выразилась в культурной акции «Назарбаев - наш Президент!», прошедшей незадолго до выборов в Алматы.

С 25 февраля по 4 марта прошла первая перепись населения Казахстана после обретения независимости. Численность населения Республики Казахстан по итогам переписи  1999 года составила 14 953,1 тысячи человек, сократившись на 1 246,1 тысячи человек - 7,7 процента, по сравнению с 1989 годом, когда прошла последняя Всесоюзная перепись населения. Перепись 1999 года зафиксировала тенденцию к снижению числа жителей Казахстана, сменившую многолетний период роста в советское время, в период 1950-1990 годов. В результатах переписи 1999 года отразились и экономические проблемы, переживаемые нашей страной в тот период, а также  мировые демографические процессы. Например, эмиграция русских и представителей других европейских этносов была связана, в первую очередь, со снижением уровня жизни в Казахстане, сокращением производства. Эмиграция немцев и представителей некоторых других этносов была связана также и с причинами иного порядка. В частности, в Германии, как и в Казахстане, реализуются государственные программы по возвращению соотечественников на родину. В некоторых странах бывшего социалистического блока, после того, как они начали сближаться с Западной Европой, тоже имелись условия для успешной адаптации соотечественников из постсоветских стран.

Самыми многочисленными национальностями Казахстана в 1999 году оставались, как и раньше, казахи, которых насчитывалось 8 миллионов, и русские - 4,4 миллиона. Но доля казахов в общей численности населения составила 53,4 процента, тогда как в 1989 году составляла 39,7 процента. Доля русских в 1989 году составляла 37,8 процента, к 1999 году она снизилась до 30 процентов. Численность немцев сократилась в три раза - с 946,9 тысячи в 1989 году до  353,4 тысячи в 1999 году. Изменился национальный состав населения городов. В частности, в Астане доля    казахов выросла с 17,7 процента до 41,3 процента. В Актау  - с 23,5 процента до 55,6 процента. В целом, число казахов в городах увеличилось на 45 процентов, на селе - на 9 процентов.

В феврале  Президент Н.Назарбаев подписал распоряжение «О мерах по сокращению административных расходов и увеличению доходной части государственного бюджета 1999 года». Премьер-министр Н.Балгинбаев встретился с делегацией Всемирного банка, были обсуждены вопросы участия Всемирного банка в нефтяных проектах Казахстана.

В марте была создана республиканская партия «Отан», в которую объединились Демократическая партия, партия «Народное единство Казахстана», Либеральное движение Казахстана и движение «За Казахстан-2030». Партия «Отан» в дальнейшем стала основной частью правящей в настоящее время Народно-демократической партии «Нур Отан».

С учетом сложившейся ситуации в экономике страны в апреле было опубликовано заявление правительства и Национального банка Республики Казахстан о дальнейшей политике обменного курса тенге - о переходе тенге к свободно плавающему курсу. 9 апреля вышел Указ Президента «Об изменениях в административно-территориальном устройстве Акмолинской и Северо-Казахстанской областей». Этим Указом административный центр Акмолинской области был перенесен из Астаны в Кокшетау, и это оказало положительное влияние на дальнейшее развитие обоих городов, а также на развитие региона в целом.

В стране создавалась инфраструктура нефтегазовой отрасли - в мае началось строительство нефтепровода Тенгиз-Новороссийск  Каспийского трубопроводного консорциума. Продолжалось реформирование государственного аппарата, совершенствовалось законодательство. Всемирный банк одобрил предоставление Казахстану займа в размере 16,5 млн. долларов на финансирование проекта правовой реформы. В Астане сдавались в эксплуатацию современные здания, построенные по новейшим технологиям. Швейцарская компания «МТ Мерката трейдинг энд инжиниринг СА» была определена в качестве подрядчика на строительство дипломатического городка в Астане.

В июне в Алматы прошел саммит участников Шанхайского и Московского соглашений, в результате которого высшими руководителями Казахстана и Китая подписано двустороннее соглашение по окончательному урегулированию спорных вопросов на казахстанско-китайской границе.

В августе в Бишкеке состоялся саммит глав государств «Шанхайской пятерки», по итогам которой была подписана Бишкекская декларация. Также состоялось подписание Н.А.Назарбаевым, Цзян Цзэминем и А.Акаевым трехстороннего соглашения о точке стыка государственных границ Казахстана, Китая и Кыргызстана. В Москве состоялось первое заседание делегаций Республики Казахстан и Российской Федерации по делимитации границы между двумя странами. В сентябре в Алматы прошла первая встреча министров иностранных дел стран - участниц Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). В ходе встречи была подписана декларация принципов, регулирующих взаимоотношения государств-членов организации. В октябре Президент Н. Назарбаев принял специального советника президента США по энергетическим вопросам Каспийского региона Д. Вулфа. В ходе встречи сторонами были обсуждены вопросы транспортировки казахстанской нефти на мировые рынки и рассмотрен детализированный проект трубопровода Баку - Тбилиси - Джейхан.

1999 год ознаменовался важным событием - 10 октября в Казахстане прошли первые в Центральной Азии выборы в Парламент на многопартийной основе. Проголосовало 5 миллионов человек - 62 процента от общего числа избирателей.

16 октября впервые в Казахстане на пятое заседание собрались руководители таможенных служб государств-участников Таможенного союза, а 20 октября в Алматы открылась четвертая международная многоотраслевая промышленная выставка интеграции стран СНГ «Евразия-99».

В целом, 1999 год отмечен множеством событий, ставших предвестниками будущих успехов Казахстана в политическом и социально-экономическом развитии.

В Послании Президента Н.Назарбаева народу Казахстана «Стабильность и безопасность страны в новом столетии» было сказано: «Мы подошли к порогу нового столетия с непростым наследием, но и с возможностями, которых не  было  ни у одного поколения в национальной истории. За это тяжелое и драматичное десятилетие мы создали то, чего не хватало так долго сотням поколений - независимое государство. Именно это является главным гарантом того, что теперь никакие ветры истории не сотрут нас с лица земли».

Президент подчеркнул, что открытая экономика и интеграция в мощные мировые экономические зоны - единственный способ выживания нации и государства. Он также отметил, что решение всех поставленных задач зависит от безопасности страны, опасность для которой в начале 21-го века будут представлять не только прежние угрозы, но и распространение политического и религиозного экстремизма. Уже тогда он подчеркивал, что эти угрозы нельзя рассматривать как неожиданное зло, они имеют свои истоки и свои причины, и одним насилием проблему не решить. Время показало, что трезвая и взвешенная политика Н.Назарбаева в социальной сфере, в области межнациональных и межконфессиональных отношений оказалась наиболее эффективным средством предотвращения социальных взрывов, межэтнических конфликтов, которые до сих пор сотрясают многие страны мира, в том числе и на постсоветском пространстве.

Сейчас читают