Исследовательские университеты как условие инновационного развития

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - В своем Послании «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие» Глава государства Нурсултан Назарбаев отметил: «...Следует повысить инновационный потенциал казахстанской экономики. Важно заложить основы для построения экономики будущего. Необходимо развивать компетенции в сфере смарт-технологий, искусственного интеллекта, интеграции киберфизических систем, энергетики будущего, проектирования и инжиниринга. Это можно сделать только через построение эффективной научно-инновационной системы.

Ее основой будут мощные исследовательские университеты и инновационные кластеры, формируемые на базе хайтек-парка «Астана бизнес-кампус» Назарбаев Университета и технопарка «Алатау» в Алматы». Об этом в газете «Литер» пишет заведующая отделом внутренней политики администрации Президента PK Аида Балаева.

  В условиях глобальной конкуренции возрастает значение исследовательских университетов мирового уровня для развития научной и инновационной системы страны с опорой на экономику, базирующуюся на знаниях.

Анализ зарубежного опыта показывает, что именно исследовательские университеты становятся ключевым источником идей для осуществления глобально конкурентных инноваций ведущими компаниями мира. За прошедшие два века в Европе, США и ряде других стран сформировались исследовательские университеты мирового класса, специализирующиеся на производстве новых знаний и подготовке уникальных специалистов в условиях прорывного научно-технологического развития. К числу самых престижных высших учебных заведений мира относится Стэнфордский университет (США), который в 2016 году отмечает свое 125-летие.

В Стэнфорде проводятся масштабные исследования, охватывающие практически все области науки. Особенностью исследовательских университетов мирового класса является наличие взаимовыгодных и плодотворных связей с промышленностью. В частности, относительно небольшой по контингенту студентов, но всемирно признанный Массачусетский технологический институт результативно взаимодействует с 700 ведущими промышленными корпорациями США. Это важно не только для развития вузовской науки и высшего образования. Уровень интеграции образования, науки и производства, наукоемкие технологии стали решающими факторами развития и роста конкурентоспособности национальной экономики.

В свете поставленной Главой государства стратегически важной задачи по построению эффективной научно-инновационной системы в Казахстане идет процесс формирования и развития сети исследовательских университетов. Выработана законодательная основа для их создания. Понятию «исследовательский университет» посвящена статья 10 Закона PK «О науке». В стране формируется высокий потенциал человеческих ресурсов в рамках реализации программы «Болашак» и деятельности Назарбаев Интеллектуальных школ.

На современном этапе формирования исследовательских Университетов идут одновременные процессы дифференциации казахстанских вузов. Выделены 9 национальных университетов; в 2010 году по конкурсу определены 10 инновационно-ориентированных университетов, на основе которых предполагается их трансформация в исследовательские университеты мирового класса; создан и произвел первые выпуски специалистов Назарбаев Университет; сформирован КазНИТУ им. К.И. Сатпаева.

Назарбаев Университет - это вуз международного уровня, созданный по инициативе Президента Казахстана с целью интеграции образования, науки и производства, создания эффективной академической среды и условий для вхождения отечественных научных структур в мировое научное пространство.

В Послании Главы государства народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» отмечено: «Назарбаев Университет должен развивать интеллектуально-инновационный кластер, который позволит передачу и продвижение новых технологий».

В 2015 году Назарбаев Университету присвоен статус исследовательского и утверждена его программа развития на 2016-2020 годы. Интегрированная научная система Назарбаев Университета включает в себя школы - National Laboratory Astana и Nazarbayev University Research and Innovation System (NURIS), которые в целом обеспечивают взаимосвязь между академическим процессом, исследовательской деятельностью и выработкой предложений и рекомендаций по внедрению научно-исследовательских разработок в производство. Одной их приоритетных задач NURIS является создание интеллектуально-инновационного кластера Назарбаев Университета в рамках развития пояса наукоемких и высокотехнологичных компаний. Ключевыми элементами кластера являются школы и исследовательские центры, офис коммерциализации, бизнес-инкубатор, технопарк и научный парк Astana Business Campus. Наряду с научно-исследовательской и образовательной деятельностью в научном парке будет осуществляться инжиниринговая, опытно-промышленная и инвестиционная деятельность.

В области научной деятельности развитие Назарбаев Университета осуществляется по двум основным направлениям. Во-первых, это развитие науки в традиционном понимании, когда научная деятельность формируется главным образом профессорско-преподавательским составом и исследователями. Обязательным условием является участие студентов, магистрантов и докторантов в научных проектах. Во-вторых, научная деятельность охватывает не только интересы научных сотрудников и профессорско-преподавательского состава, но также учитывает и национальные научные приоритеты республики.

В соответствии с кадровой политикой в Назарбаев Университете целенаправленно поддерживают сотрудников, нацеленных продолжить обучение по программам магистратуры, докторантуры PhD, а также осуществлять постдокторские исследования и научные стажировки.

На базе школ Назарбаев Университета в соответствии с международными стандартами создано более 60 современных лабораторий. Стратегическое развитие Назарбаев Университета основывается на международном сотрудничестве и партнерстве с «топовыми» учебными заведениями мирового уровня США и Великобритании (Кембриджский университет, Университет Дьюка, Университет Колледж Лондона, Университет Пенсильвании и др.). Университет использует опыт своих партнеров в разработке образовательных программ бакалавриата, магистратуры и докторантуры, управлении научными и образовательными процессами, а также в развитии научных исследований. Сегодня Назарбаев Университет - национальный бренд образования, первый вуз Казахстана, работающий по международным академическим стандартам и руководствующийся принципами академической свободы и автономности. Его опыт постепенно транслируется всеми вузами страны.

В декабре 2014 года постановлением Правительства PK создано некоммерческое акционерное общество «Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И. Сатпаева», в состав которого вошли научные организации холдинга «Парасат». В новой организационной структуре были сосредоточены десятки учебных и исследовательских институтов, более 1000 ученых - академиков, докторов и кандидатов наук. Круг решаемых ими актуальных научно-технических проблем включает производство наноструктурных материалов со специальными физико-механическими свойствами; внедрение в производство инновационной технологии добычи и переработки руд цветных металлов; разработку принципиально новой технологии увеличения нефтеотдачи пластов и многое другое.

Президент Казахстана поставил задачу создать на базе нового университета крупнейший научно-исследовательский центр, подчеркнув, что в нынешних условиях экономика страны нуждается в высококвалифицированных кадрах, особенно инженерно-технического профиля. Среди получивших в 2010 году статус инновационно-ориентированных вузов Казахстана следует отметить Карагандинский государственный технический университет, находящийся на пути перехода в статус исследовательского университета.

История и современные достижения КарГТУ неразрывно связаны с жизнью и деятельностью Главы государства H. А. Назарбаева, его глобальными инициативами и программными установками по вопросам социально-экономической модернизации страны.

КарГТУ сегодня является крупным и эффективно действующим научно-образовательным хабом Центрального Казахстана. В 2016 году вуз занял 2-е место в национальном рейтинге технических вузов страны и 111-е место в рейтинге QS «Развивающиеся страны Европы и Центральной Азии». Университетский инновационный научно-технический комплекс включает 7 научно-исследовательских институтов, 185 научно-исследовательских лабораторий, 16 инновационных центров науки и инжиниринга, 7 центров инженерных компетенций с участием транснациональных корпораций (TOTAL, FESTO, Schneider Electric, Mitsubishi Electric, Leica Geosystems, Epam Systems, FLUOR), 6 центров рабочих профессий,

4 малых внедренческих предприятия и 4 мини-производства. Ориентация образовательного процесса КарГТУ на международные стандарты предусматривает глубокую интеграцию в рамках триады «образование - наука - инновации». Для эффективной реализаций этой современной парадигмы на базе вуза в 2008 году создан и успешно функционирует учебно-научно-производственный кластер «Корпоративный Университет», в состав которого входят 86 ключевых предприятий и научных центров Казахстана, Франции, Германии, Австрии, Китая, России, Беларуси и Узбекистана. На крупных предприятиях региона, таких как АО «АрселорМиттал Темиртау», ТОО «Корпорация «Казахмыс», АО «Шубарколь Комир», ТОО «Карагандинский машиностроительный консорциум», АО «KEGOC», ТОО «Сарыарка ENERGY», ТОО «Вару Mining», ТОО ИП «Борусан Макина Казахстан» и других действуют 60 филиалов кафедр.

Опираясь на мощный интеллектуальный и производственный потенциал Корпоративного Университета, КарГТУ выполняет не только научно-образовательную миссию, но и является важнейшим социальным институтом, который может быть использован для формирования индустриально-инновационной инфраструктуры всего Казахстана.

Таким образом, сегодня на примере Назарбаев Университета, КазНИТУ им. К.И. Сатпаева и Карагандинского государственного технического университета можно выделить следующие характеристики формирования казахстанской модели исследовательского университета:

- высокий потенциал профессорско-педагогического состава;

- уникальная кластерная структура, позволяющая сочетать обучение с исследованием;

- значительная степень интеграции с производством й академическими научными институтами;

- развитая магистратура и докторантура;

- развитая научная и образовательная инфраструктура;

- значительный объем бюджетного и хоздоговорного финансирования научных и прикладных исследований;

- взаимовыгодные связи и результативные контакты с бизнесом по подготовке кадров специалистов, проведению и внедрению НИОКР;

- обширные научно-образовательные международные связи.

Анализ проблем формирования исследовательских университетов мирового класса в нашей стране показывает необходимость новых отношений между наукой и образованием, с одной стороны, и государством, университетом и бизнесом - с другой.

Независимому Казахстану предстоит сформировать новые механизмы партнерства между государством, обществом, образованием, промышленностью и бизнесом, создать исследовательские университеты мирового класса и сохранить исследовательский университет как главный источник новых знаний.

В перспективе стратегической целью исследовательских университетов должны стать создание и усиление взаимовыгодных отношений между бизнесом и университетом с акцентом на развитие трансферта технологий, дополнительного образования и предоставление востребованных выпускников. Исследовательские университеты должны взять на себя ответственность за сохранение и развитие кадрового потенциала казахстанской науки, высоких технологий и профессионального образования. Они должны обрести уникальность и региональное своеобразие, становясь эффективными центрами науки, образования и культуры. 

Сейчас читают