80 млн га земли в РК относится к неиспользуемым пастбищам
«На сегодняшний день доля пастбищ составляет 70 процентов земельного ресурса сельского хозяйства, то есть, на одну голову скота приходится 20 гектаров земли. Это значит, что в будущем у нас есть все возможности стать передовым аграрным государством. Фактически, 43 процента, или 80 миллионов гектаров земли, относятся к неиспользуемым пастбищам. То есть, в среднем на одну голову скота приходятся не более двух-трех гектаров земли, а в некоторых регионах и того меньше. Согласно норме, должно быть не менее пяти гектаров. В результате, 27 миллионов гектаров земли подвергаются деградации, и данная площадь увеличивается ежегодно», - сказал депутат Жексенбай Дуйсебаев, представляя законопроект, разработанный группой мажилисменов.
По его словам, основными причинами сложившейся ситуации является, во-первых, то, что 100 миллионов гектаров пастбищ не вовлечены в оборот и не вносят вклад в развитие животноводства. Во-вторых, 70 процентов выпас сельхозживотных происходит на близлежащих к населенным пунктам землях. В-третьих, не полностью решен вопрос обводнения отдаленных пастбищ, не развиты объекты инфраструктуры. В-четвертых, владельцы большей части поголовья не имеют экономической возможности выпасать свой скот на отдаленных пастбищах. В-пятых, некоторые пастбища, находящиеся в ведении сельских округов, то есть принадлежащие акционерным обществам, ТОО, крестьянским, лесным и водным хозяйствам, не регулируются на законодательном уровне, что не дает возможности вовлечь их в хозяйственный оборот.
Как сообщил Ж.Дуйсебаев, законопроектом определены и закреплены отдельными статьями четыре главных направления. Они направлены на регулирование, организацию, планирование пастбищ и управление. Определены полномочия Правительства, уполномоченного органа, акиматов областей, районов и сельских округов, районных маслихатов, системы местного самоуправления. Предусмотрены разработка нормативов содержания скота с учетом климатических особенностей регионов и право утверждения этих нормативов уполномоченным органом. Районные и сельские исполнительные органы совместно с системой местного самоуправления должны проводить мониторинг по пастбищам и разрабатывать планы, которыми определяется площадь пастбищ, их продуктивность, количество постоянного поголовья скота и площадь неиспользуемых пастбищ. Определяется, какое на каких землях содержится поголовье скота, за счет этого образуется система регулирования пастбищ. Основной план утверждает районный маслихат. После этого план будет являться нормативно-правовым актом. Для реализации мероприятий плана предусматривается разработка соглашений об использовании пастбищ. В этой статье предусмотрено заключение четырехстороннего соглашения с акимом сельского округа, собственником или пользователем земельного участка, пользователями пастбищ и местным органом самоуправления. Кроме того, предусмотрены статьи, определяющие объекты пастбищной инфраструктуры и регулирующие рациональное использование отгонных пастбищ.